Начавшиеся на днях в Ташкенте киргизско-узбекские переговоры по делимитации и демаркации границ обещают быть очень непростыми. Накануне депутаты Законодательного собрания Киргизии потребовали от своего правительства решить вопрос о возвращении стране узбекского эксклава Шахимардан. Мнение народных избранников поддержал участвовавший в заседании палаты премьер-министр Николай Танаев, который заявил по этому поводу следующее: «Шахимардан является киргизской территорией. Мы свои права будем отстаивать, и этот вопрос наряду с другими будет подниматься в ходе очередного раунда переговоров по делимитации и демаркации киргизско-узбекской границы».
Шахимардан расположен в 55 км к югу от узбекского города Фергана, на высоте 1500 м над уровнем моря, среди гор Алайского хребта. Он был передан Узбекистану еще в 30-х годах прошлого века. В этом живописном месте еще в советские времена любила отдыхать узбекская номенклатура, построив для этих целей не один санаторий. По мнению председателя комитета по вопросам государственной безопасности киргизского парламента генерал-майора Исмаила Исакова, «передача земель была проведена без необходимых в таких случаях юридических формальностей».
Жесткие требования киргизских парламентариев, по мнению наблюдателей, могут привести к возникновению напряженности как в отношениях между Киргизией и Узбекистаном, так и внутри самой Киргизии. Напомним, что нечто подобное произошло два года назад, когда парламент Киргизии ратифицировал соглашение о передаче киргизских земель Китаю. Тогда группа оппозиционно настроенных депутатов во главе с Исмаилом Исаковым обратилась в Конституционный суд с иском о том, что было нарушено несколько статей Конституции страны. Суд, однако, отклонил ходатайство народных избранников. После чего те потребовали от властей решать вопросы пограничных территорий с Китаем путем проведения референдума. Дело зашло настолько далеко, что зазвучали требования об отставке президента Аскара Акаева. По южным областям республики прокатились митинги. Противостояние властей и оппозиции привело к человеческим жертвам.
Центральноазиатским республикам досталось от Советского Союза множество проблем. И главная из них заключается в том, что государства региона никогда не строились по национальному признаку, да и само это понятие в то время было во многом условным. Еще в 1921 году коренное население Туркестанского края на вопрос о национальной принадлежности отвечало: «мусульманин». Понятно, что в этих условиях границы бывших союзных республик были нередко произвольными. После распада Союза выяснилось, что схема разделения была выбрана не самая удачная. На протяжении последних 10 лет лидеры центральноазиатских государств пытаются урегулировать приграничные споры, однако масла в огонь подливают так называемые эксклавы, которых на территории Центральной Азии не менее десяти.
Вопрос об узбекских эксклавах на территориях Киргизии и Таджикистана – лишь эпизод большой проблемы Ферганской долины, разделенной между тремя государствами. Население долины составляют преимущественно узбеки и таджики, которые известны своей религиозностью. Не случайно именно здесь сильны позиции Исламского движения Узбекистана (ИДУ), одержимого идеей создания в Ферганской долине халифата и создавшего значительную подпольную сеть для этих целей.
Власти Узбекистана, пытаясь защититься от боевиков, заминировали в 2000 году границы республики, в том числе и свои территории, расположенные на территории других стран. Только месяц назад началось разминирование границы Шахимардана, где протяженность минных полей составляла около трех километров.
С 13 сентября узбекская сторона приступает к разминированию другого своего анклава на территории Киргизии – Сох. Его площадь составляет всего 325 кв. км. Чтобы с территории Узбекистана попасть в Сох, приходится не раз пересекать границу сопредельного государства, что чрезвычайно затрудняет связь местного населения с «материковой» частью страны и сопровождается многочисленными поборами и иными злоупотреблениями со стороны киргизских и узбекских таможенников и пограничников.
Власти Узбекистана и Киргизии уже пытались решить вопрос просто, одним росчерком пера: 26 февраля 2001 года был принят киргизско-узбекский меморандум по урегулированию правовых основ делимитации госграницы между двумя государствами. В этом документе подчеркивается целесообразность соединения анклава Сох с остальной территорией Узбекистана. Киргизам, в свою очередь, должны отойти узбекские земли – правда, не столь живописные и плодородные. Однако меморандум был принят тайно, без ведома и участия парламентов обеих стран.