Вчера нижняя палата белорусского парламента одобрила в первом чтении новый закон о деятельности КГБ, который отбросит страну в советские времена в худшем понимании этих слов. Законом предусмотрено внедрение работников спецслужб на предприятия любой формы собственности под прикрытием обычного трудоуcтройства. Также КГБ дается право беспрепятственно проникать в любые помещения с повреждением запирающих устройств, а санкция прокурора может быть получена в течение последующих 24 часов.
Законопроект представлял депутатам сам председатель КГБ Белоруссии Леонид Ерин. Выступая, он пояснил, что существует практика гласной и негласной работы спецслужб в различных государственных организациях. «Гласно – это когда руководитель знает о сотруднике спецслужб и его задачах, негласно – когда даже глава ведомства не знает о присутствии в его структуре такого человека». По свидетельству депутата Владимира Новосяда, ни у кого новые формы работы КГБ не вызвали возмущения.
Одобрили закон подавляющим большинством, против было подано 2 или 3 голоса. Высказавшийся против депутат Владимир Парфенович объяснил это тем, что у его коллег «заканчивается срок полномочий» (выборы в парламент пройдут этой осенью) и они «готовы одобрить все, что угодно». На заседании парламента депутат задавал председателю КГБ вопросы, но «их было столько, что я не вписался в регламент». При этом Владимир Парфенович заявил «НГ»: «Мне непонятно, почему за разглашение сведений о внедренных на предприятие сотрудниках КГБ предусмотрена ответственность. Если я узнаю, что рядом со мной трудится сексот, и в открытую скажу об этом, так меня что, в тюрьму сажать? Ответственность предусмотрена еще и за разглашение сведений о тактике и стратегии работы таких сотрудников. Получается, что обычным гражданам слово «КГБ» вообще надо вычеркнуть из лексикона? Теперь КГБ сможет издавать нормативные акты, внедряться в бизнес, а все остальные должны делать вид, что ничего не происходит?»
Еще один пункт законопроекта разрешает спецслужбам проникать в служебные помещения иностранных государств, которые ведут разведывательную деятельность и могут причинить вред безопасности Белоруссии. Когда Парфенович задал вопрос: что будет, если сотрудники вскроют помещение, а потом выяснится, что никакой подрывной деятельности структура не ведет, ему ответили, что «тогда сотрудники КГБ просто извинятся».
Появление законопроекта о КГБ не стало для депутатов неожиданностью, потому что в стране не первый месяц ведется перестройка нормативной базы, касающейся дисциплины в обществе. В марте Лукашенко издал директиву номер 1, в которой обозначен общий курс на усиление роли государства в этом вопросе. Недавно принята концепция государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны на 2004–2007 годы, в которой прямо сказано, что ситуация в самой Белоруссии и за ее пределами становится все менее безопасной и государственные структуры должны использовать новые формы работы. Именно так объяснил депутатам необходимость принятия нового закона и глава КГБ Белоруссии Ерин. По его словам, документом предусматривается «обеспечение президента и органов государственной власти сведениями, необходимыми для принятия решений в политической, экономической, военной и гуманитарной сферах».
Минск