0
1275
Газета СНГ Интернет-версия

31.03.2004 00:00:00

Геополитический рынок в СНГ

Михаил Маргелов

Об авторе: Михаил Маргелов - председатель комитета по международным делам Совета Федерации.

Тэги: снг, геополитика, сша


В эпоху «электронной глобализации» распространилось мнение, что геополитика себя изжила. Аргументы при этом сводятся к тому, что теперь для доступа к ресурсам любой страны не нужно ни прямо, ни косвенно в ней присутствовать.

Но, чтобы информация была принята, а содержащаяся в ней установка выполнена, в месте получения нужен лояльный адресат. Иначе посланный сигнал будет всего лишь спамом, засоряющим всемирную паутину. Международный порядок, конечно, устанавливается не в виртуальном, а в реальном пространстве. Интерес к территориям с их ресурсами или транзитами у мировых игроков не остывает. Неважно, кем этот интерес подогревается – государствами или наднациональными институтами.

По старым геополитическим чертежам возводятся новейшие глобальные конструкции по осям Восток–Запад и Север–Юг, идет вытеснение России на северо-восток. Стремление совокупного Запада идет не только путем расширения НАТО и Евросоюза, но проявляется и в активных, возглавляемых США действиях на всем постсоветском пространстве.

СНГ входит в число естественных приоритетов внешней политики России. Ее интересы здесь непосредственно пересекаются с интересами США, а вслед за ними ЕС и НАТО. Причем политика России отягощена недавним союзным прошлым, ведется инерционно, с постоянной оглядкой на угрозу обвинений в империализме, в «непризнании новых политических реалий» и проч. А США совершенно открыто следуют, «без всяких приседаний», четкой геополитической установке. Суть ее – вторжение в Евразию и нейтрализация полюса, представляющего потенциальную угрозу американскому доминированию в однополярном мире.

В последнее время Москва перестала «стесняться» своих национальных интересов, в том числе и в СНГ. Такие же интересы обнаружились и у бывших союзных республик, что создало предпосылки для нормальных консенсусных отношений.

Правда, лидеры этих государств, понимая объективность соперничества России и США на постсоветском пространстве, используют возможность торговать геополитическим положением своих стран. В ход идут лозунги о благе народов и даже о продвижении модернизации. Зная особенности политической культуры и некоторые свойства элит бывших союзных республик, можно полагать, что главные мотивы торга – стремление лидеров новых стран обрести безальтернативность и «несменяемость».

Бывшие союзные республики следуют советской модели, выколачивая из Москвы льготы и преференции, на предоставление которых приходится соглашаться. Причем главам стран СНГ не обязательно открыто шантажировать бывшую метрополию возможностью своей западной ориентации. Просто эти страны географически расположены так, что Россия вынуждена поддерживать их – ради стабильности по южным или западным границам. И даже деликатничать в разрешении проблем разной степени ущемления прав русских, волей судеб оставшихся в ближнем зарубежье.

Режимы эти в большинстве своем авторитарны, а сами государства (за исключением, может быть, Казахстана) модернизируются слабо. Оппоненты власти в этих странах настроены антироссийски. Поэтому надежность позиций России там определяется устойчивостью позиций местных режимов. Политически союзнические и экономически покровительственные отношения со многими странами СНГ в известной степени подрывают авторитет России на западном направлении ее политики. Приходится сопоставлять выигрыши от стабильности с проигрышами в репутации.

Но и в этих условиях интересы России в СНГ заявлены. Нам хотелось бы если не дружеских, то корректных отношений. Мы заинтересованы в бесконфликтности постсоветского пространства, поскольку следствием таких конфликтов может быть нежелательное вовлечение в них России. Россия – против каких-либо угроз со стороны бывших союзных республик, в том числе и со стороны сил, которые могут использовать их территории для транзитных антироссийских акций.

Москва прилагает усилия по созданию общей системы безопасности в СНГ и единого экономического пространства, в состав которого уже вошли Россия, Белоруссия, Казахстан и Украина. Но бесконфликтности и интеграции на постсоветском пространстве мешают геополитический рынок с участием в нем западных покупателей и связанная с этим непредсказуемость поведения руководителей отдельных стран СНГ.

Примером такого торга может служить поведение руководства Молдавии, которое (не без участия западных советников) в одну ночь отклонило ранее устраивавший его российский проект урегулирования в Приднестровье.

Долгое время Минск считался самым верным союзником Москвы в СНГ. Внешнеполитический курс Белоруссии был в орбите внешнеполитического курса России. Проект Союзного государства признавался мировым сообществом в качестве главного геополитического проекта в рамках Содружества. Запад, конечно, критиковал президента Белоруссии, включив его в ряд «последних диктаторов», таких как Саддам и Милошевич. Но портить из-за Лукашенко отношения с Россией Запад не хотел. Лукашенко это вполне устраивало. Под прикрытием переговоров об интеграции он укреплял личную власть. На попытки получить прямой ответ о форме и содержании союза последовала нервическая словесная реакция Лукашенко. А его выражения по поводу «спора хозяйствующих субъектов» двух независимых стран в дипломатическом лексиконе обычно предшествуют объявлению войны.

Пикировка навела Запад на мысль, что Лукашенко как надежный партнер добровольно уходит из российской орбиты. И теперь чиниться с ним нечего: очередное предложение на геополитическом рынке СНГ созрело. Была срочно консолидирована оппозиция, причем одновременно и пророссийская, и антироссийская. На политическом горизонте президента Белоруссии замаячила «бархатная революция».

Всякая революция – это государственный переворот, смена власти. Так что эволюция предпочтительнее и в российско-белорусских отношениях. Лишь бы она не стала политическим застоем, который легко превращается в плохо прогнозируемый «политический отстой».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Минюст прописывает адвокатуре свои стандарты

Минюст прописывает адвокатуре свои стандарты

Екатерина Трифонова

Бесплатной юрпомощью гражданам занимаются не только государственные бюро

0
335
Евросоюз подключает Украину к снарядной кооперации

Евросоюз подключает Украину к снарядной кооперации

Владимир Мухин

Предприятия в странах ЕС собираются удовлетворить спрос ВСУ в боеприпасах

0
537
Путин обещает искать преемника среди служителей Отечеству

Путин обещает искать преемника среди служителей Отечеству

Иван Родин

После инаугурации патриарх Кирилл пожелал президенту править до конца века

0
616
Местное самоуправление подгоняют под будущий закон

Местное самоуправление подгоняют под будущий закон

Дарья Гармоненко

Упразднение низового уровня власти никому не нравится, но продолжается

0
453

Другие новости