0
1433
Газета СНГ Интернет-версия

17.03.2004 00:00:00

Лужков решил быть рядом с «братом Асланом»

Тэги: аджария, абашидзе, лужков, грузия, визит


аджария, абашидзе, лужков, грузия, визит Аджарские ополченцы на реке Чолоки уверены, что сумеют отстоять границу.
Фото Reuters

Несмотря на начавшуюся блокаду Аджарии, вчера утром в столицу грузинской автономии сумел добраться мэр Москвы Юрий Лужков. В связи с тем, что по решению властей Грузии аэропорт Батуми с 14 марта закрыт, самолет московского градоначальника совершил посадку в турецком Трабзоне, а уже оттуда Юрий Лужков и сопровождающие его лица на автомобилях доехали до контрольно-пропускного пункта «Сарпи» на аджарском участке грузино-турецкой границы, откуда до Батуми рукой подать. Взять под контроль пограничный КПП власти Грузии пока не смогли. В Сарпи Юрия Лужкова встречал глава Аджарской автономии Аслан Абашидзе, и первые переговоры состоялись в административном здании местной таможни. Подробностей этой встречи пока не сообщается, однако, как сказал журналистам министр внутренних дел автономии Джемал Гогитидзе, в Батуми надеются, что мэр Москвы, которого с Асланом Абашидзе связывает давняя и крепкая дружба, возьмет на себя роль посредника в урегулировании конфликта между Аджарией и центральными властями Грузии.

Вместе с Юрием Лужковым в Аджарию прибыл еще один друг Аслана Абашидзе – скандально известный российский бизнесмен Гарри Лучанский. О целях его визита информации нет никакой. Известно лишь, что в прошлом Лучанский был экономическим советником Абашидзе. Высоких московских гостей сразу же по прибытии в Батуми разместили в лучшем городском отеле «Давид».

Аджарские мандарины для Москвы

Первые заявления Юрия Лужкова озадачили собравшихся в Батуми журналистов. По его словам, он не намерен брать на себя посредническую миссию в разрешении конфликта. «Мы приехали не для того, чтобы как-то вмешиваться и так далее, приехали как люди, близкие Аслану Ибрагимовичу, – заявил Лужков в интервью аджарскому телевидению. – Мы с ним считаем себя братьями, и в такое время хочется быть ближе». Оценил он и общую ситуацию вокруг Аджарии: «Инициатива нагнетания обстановки идет не из Аджарии – она идет из Тбилиси». И вообще, считает мэр Москвы, центральные власти Грузии могли бы учесть и использовать положительный опыт решения социальных проблем, накопленный в Аджарской автономии: «Тбилиси нужно посмотреть, как здесь решаются вопросы. Ведь самое главное – как себя чувствует простой человек».

Действительно, Аслану Абашидзе не без помощи Юрия Лужкова удалось договориться с российскими энергетиками о бесперебойных поставках электричества в Аджарию, причем на льготных условиях. Благодаря действовавшему до начала этой недели прямому авиасообщению между Батуми и Москвой именно российская столица стала главным рынком сбыта аджарских мандаринов. Недавно московская мэрия подарила столице Аджарии партию троллейбусов – не новых, конечно, но там и этому подарку были рады. К тому же в отличие от остальной Грузии с конца прошлого года МИД РФ ввел для жителей Аджарии льготный визовый режим: российские визы авиапассажиры с рейса Батуми–Москва получают теперь не в Тбилиси, а непосредственно в московском аэропорту.

Практически весь день мэр Москвы и глава Аджарии провели за закрытыми дверями резиденции Аслана Абашидзе. Того, что происходит в городе, Лужкову не показали. А обстановка в Батуми остается тревожной. С утра вторника Аджария осталась без электричества, а значит, не работает местное телевидение, не вышли газеты. Как сообщила «НГ» по телефону из Батуми местная журналистка, издатель городской газеты «Батумелеби» Мзия Амаглобели, город по-прежнему пугающе пуст. Опасаясь погромов, владельцы магазинов наглухо закрыли торговые точки, не работают даже многочисленные и еще недавно шумные городские «базробы» – ярмарки. Улицы Батуми, особенно в центре, патрулируется верными Аслану Абашидзе вооруженными формированиями и аджарской полицией. Повсюду – военные грузовики, бэтээры. На центральной набережной оборудуются пулеметные точки – для отражения возможного десанта правительственных войск с моря. Реальность такого варианта, по мнению местных жителей, весьма высока: на море в ночь на вторник отмечены передвижения грузинских военных судов. Как заявил журналистам фактически взявший на себя оборону Аджарии министр внутренних дел автономии Джемал Гогитидзе, в сторону Батуми по акватории Черного моря выдвинулись три военных корабля военно-морских сил Грузии.

«Мы готовы и к воздушному, и к морскому десанту. У нас все дороги перекрыты», – заявил «НГ» глава МВД Аджарии Георгий Барамидзе. По его оценке, к границам автономии подтянута войсковая группировка правительственной армии численностью в 3 тыс. человек, усиленная элитным батальоном «Коммандос» в 1,5 тыс. человек, отрядами спецназа из соседних с Аджарией Гурии, Имеретии и Самегрело, а также военнослужащие внутренних войск МВД Грузии. Там же, по утверждению Джемала Гогитидзе, стоят 12 танков Т-52, десятки бэтээров.

Кремль молчит

Неизвестно, как отреагирует на визит Лужкова российское руководство, тем более что, как стало известно «Интерфаксу» из источников в МИД РФ, свою поездку в Батуми московский мэр с руководством российского внешнеполитического ведомства не согласовывал. Между тем Кремль демонстрирует свою лояльность к грузинскому руководству, по меньшей мере соблюдает нейтралитет. Это подтвердил состоявшийся в понедельник вечером телефонный разговор двух президентов. Саакашвили за последние два дня провел консультации по «аджарскому вопросу» не только с Владимиром Путиным, но и с госсекретарем США Колином Пауэллом, представителями ОБСЕ, с турецким МИДом, и везде грузинское руководство встретило понимание и поддержку в усилиях по наведению порядка в стране. Правда, опасаясь худшего варианта развития событий в Аджарии, миссия ОБСЕ в Грузии уже отозвала всех своих представителей, работавших в Батуми в течение трех последних недель.

Из досье «НГ»

В Силах морской обороны (СМО) Грузии – 18 кораблей и катеров, численность личного состава – около 1500 моряков. Руководство страны оценивает свой флот как один из самых подготовленных на территории СНГ: по срокам пребывания в море он постепенно приближается к стандартам НАТО .

Кроме того, в Грузии действует пограничная Служба береговой охраны (СБО), состоящая из двух дивизионов – аджарского и потийского. Общее число патрульных, спасательных и сторожевых плавсредств составляет 35 единиц. Аджарский пограничный дивизион находится под полным контролем Аслана Абашидзе. После 1999 г. сразу после ухода российских пограничников из Грузии (и из Аджарии) Абашидзе воплотил в жизнь программу создания собственной, аджарской погранслужбы. Уникальность ее состоит в том, что она формально подчиняется (и финансируется) Тбилиси.По оценкам экспертов, пограничные «военно-морские силы» Аджарии не могут противостоять грузинским военным кораблям и тем более дать «морское сражение» в силу иного своего предназначения.

Старый друг аджарского лидера

Приехавший вместе с Юрием Лужковым бизнесмен Григорий Лучанский, 1945 года рождения, в прошлом выиграл не один судебный процесс, в том числе против влиятельной британской газеты The Times. Большим бизнесом занялся с 1989 года в должности замдиректора латвийского агрокомбината «Адажи» (экспортом удобрений). Стал соучредителем австрийской фирмы Nordex GmbH, посредника в переброске сырьевых ресурсов с востока на запад. Западная пресса не раз ставила под сомнение чистоту его бизнеса. В 1992 году германский экономический еженедельник Wirtschaftswoche обвинил Nordex в отмывании денег и связях с оргпреступностью. Американский журнал Time назвал Лучанского «самым ловким непойманным преступником в мире». После серии статей в британской The Times о связях Лучанского и Nordex с организованной преступностью Лучанский обвинил издание в клевете и выиграл иск. В 1993 году, по сообщениям украинских СМИ, в качестве оплаты за поставки нефти на Украину предприниматель получил самолет Ан-124, который затем сдал в аренду. В этом самолете в аэропорту Тегерана были обнаружены детали, которые местные специалисты приняли за элементы ракет типа «Скад». Лучанский доказал, что не имел к этому прямого отношения, но власти США отказали ему во въезде в страну. В 1995-м Nordex фактически прекратила свое существование. Лучанский ушел из торгового бизнеса. Следующие два года он был учеником у израильского миллиардера Шауля Айзенберга, которого иногда называют «инженером денег». Работал с Айзенбергом в Казахстане, Китае. Сотрудничество продолжалось до 1997-го, после чего Лучанский создал в Москве Центр инвестиционных программ и проектов (ЦИПП) для привлечения инвестиций в городские программы. В прошлом году на годовом собрании акционеры Завода имени Лихачева передали полномочия гендиректора предприятия управляющей структуре – Московской автомобильной компании, учредителем которой является ЦИПП. До этого момента контрольный пакет акций ЗиЛа находился в собственности правительства Москвы.

Старый друг Аслана Абашидзе. О самых добрых отношениях с Григорием Лучанским председатель Верховного Совета Аджарии Аслан Абашидзе говорил еще в 1999 году.

Справку подготовили: Елена Байкова, Людмила Демидова, Татьяна Ивженко, Татьяна Рублева, Анатолий Гордиенко


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
715
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1400
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1231
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2331

Другие новости