0
1269
Газета СНГ Интернет-версия

05.03.2004 00:00:00

Армянские технологии против азербайджанской нефти

Тэги: армения, карабах, маркарян


армения, карабах, маркарян Глава армянского правительства приглашает в республику российских инвесторов.
Фото автора

- Андраник Наапетович, в последнее время в СМИ активно обсуждается вопрос о проекте строительства газопровода из Ирана в Армению. Когда он будет реализован? Какое участие примет в нем Россия и что это даст Армении?

– Сейчас обсуждение этого проекта находится на завершающей стадии. С иранской стороной уже согласованы все технические вопросы. Но мы ведем переговоры и с правительством России, и с рядом частных российских предприятий. Строительство должно начаться уже в этом году. Оно пройдет в три этапа и при всех благоприятных обстоятельствах завершится до 2006 года.

Для нас газопровод имеет очень большое значение. Как известно, Армения не имеет своих энергоресурсов, мы их импортируем. Газ – из России или из Туркмении (через Россию), сырье для Армянской атомной электростанции также поступает из России. Поэтому будущий газопровод значительно повысит энергетическую безопасность и независимость Армении.

– Но объемы поступающего в республику газа уже превышают реальную потребность в нем. Зачем маленькой стране столько топлива?

– Я пока не стал бы утверждать, что газа в Армении «с лихвой». Мы еще не дошли до того минимума газификации страны, который был в республике во времена СССР. Кроме того, мы намерены активизировать нашу химическую промышленность, что потребует значительных энергоресурсов.

– Уж не есть ли все это своеобразный ответ Азербайджану, который, судя по всему, собирается победить Армению экономически?

– Конечно, Азербайджан обладает природными ресурсами, и в первую очередь нефтью, которой нет у Армении. Кроме того, наши коммуникации и пути блокированы как со стороны Баку, так и со стороны Анкары, и пока мы не питаем надежд, что эта блокада будет снята в ближайшем будущем. Но, несмотря на это, все равно экономический рост в Армении на сегодняшний день выше, чем в Азербайджане, и это мы фиксируем уже из года в год, что, в свою очередь, способствует повышению жизненного уровня населения и боеспособности нашей армии. Если в 2001 году было 9%, то в 2002 – уже 12%, а в 2003-м – 12,9% роста ВВП. То есть это – тенденция.

– Как же это вам удается без нефти?

– Наша промышленность имеет множество других направлений. У нас активно работает горно-рудная, перерабатывающая и легкая промышленность. Есть и особые приоритетные направления. Это высокие технологии, химическая промышленность. А также ювелирное дело и алмазообрабытывающая промышленность. Последние, кстати говоря, не требуют больших энергетических затрат.

Нефтяные же ресурсы в странах, которые ими обладают, как правило, концентрируются в руках кучки людей и не направляются на благо всего народа, а целенаправленная политика, чтобы изменить такое положение вещей, отсутствует. Нефтедоллары направляются в основном на развитие военного потенциала страны. Население этих стран остается жить в бедности, что чревато опасными последствиями для государства.

Недавние же заявления азербайджанского руководства не могут не вызывать тревогу. Президент Ильхам Алиев признался, что не будет спешить урегулировать конфликт, а подождет, пока страна сможет направить свои экономические дивиденды на развитие армии. Намек более чем понятен.

– Вернемся к экономике. В иранском газовом маршруте присутствует «грузинский фактор». Заинтересованность в трубе проявляет «Газпром». Может ли в нужный момент новый маршрут пригодиться для того, чтобы заблокировать поставки газа в Грузию (подобно тому как это недавно произошло с Белоруссией)?

– Такие риски в определенной степени надо учитывать. Но, думаю, в настоящее время для подобных выводов нет оснований... Помнится, и в прошлом, в начале 1990-х осуществлялись взрывы газопровода на грузинской территории, но при помощи российской стороны нам быстро удавалось восстановить неполадки, и газ продолжал поступать. Поэтому мы находим, что экономическое сотрудничество Еревана и Москвы не может навредить какой-либо третьей стороне, не говоря уж о том, что Армения выступает за активное сотрудничество со своими региональными партнерами.

– Каково соотношение российских предприятий в Армении и предприятий других стран?

– На сегодня в Армении действует 2608 предприятий с участием иностранного капитала, из них 625 – с российским капиталом (приблизительно 24%). Но мы фиксируем тенденцию роста российских предприятий. Это прежде всего «АрмРосгазпром», предприятие по выпуску алюминиевой фольги «Арменал», производящие электроэнергию Ереванский и Севанский каскады, а также Разданская ТЭЦ, наконец, завод «Марс», огромное предприятие оборонной промышленности, которое было одним из лучших в советские годы.

– Вы говорите «было». А когда – «станет»? Как вы вообще оцениваете состояние «Марса» и других предприятий ВПК, которые переданы России в счет погашения госдолга Армении?

– Недавно мы обсуждали этот вопрос с российской стороной непосредственно в Ереване. Мы надеемся, что в Москве заинтересованы как в быстром восстановлении завода «Марс», так и в доведении его производственного потенциала до соответствующего уровня. Безусловно, производиться будет уже не то, что в советские годы, новые владельцы предприятия будут исходить из того, что необходимо для российского рынка. Что же касается трех институтов, переданных россиянам вместе с «Марсом», то они и сегодня уже весьма активно работают. За эти годы республика, что называется, не растеряла мозги военно-промышленного комплекса, специалистов высоких технологий, и все они сегодня составляют довольно большой научный и производственный потенциал нашей страны.

Сейчас, когда россияне стали собственниками армянских объектов, заказов, как мы ожидаем, будет больше. И в ближайшее время все эти предприятия заработают в полную силу. Поэтому мы находим, что и Армения, и Россия от этой сделки обязательно выиграют.

Ереван–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Аналитики КПРФ объявляют электоральную тревогу

Аналитики КПРФ объявляют электоральную тревогу

Дарья Гармоненко

Политическая радикализация осталась единственным выходом из системного тупика

0
337
Минюст изучает историю российской правоохраны

Минюст изучает историю российской правоохраны

Екатерина Трифонова

Сокращение срока расследований укрепит особый порядок уголовного судопроизводства

0
312
Путин огласит послание парламенту в более поздний срок

Путин огласит послание парламенту в более поздний срок

0
247
Генерала Попова приговорили к пяти годам колонии по делу о хищении

Генерала Попова приговорили к пяти годам колонии по делу о хищении

0
186

Другие новости