0
965
Газета СНГ Интернет-версия

26.11.2003 00:00:00

Демарш с последствиями

Тэги: грузия, аджария, чп, транспорт, перспективы


Вчера распоряжением главы Аджарии Аслана Абашидзе прервано железнодорожное сообщение между Тбилиси и Батуми. "Аджария прерывает все отношения с людьми, пришедшими силой к власти, свергнувшими законно избранного президента", - заявил глава Аджарской автономной республики. Таким образом, Аджария фактически сделала шаг к отделению от Грузии.

Обильно комментируя политические аспекты этого события, наблюдатели оставляют за скобками тот факт, что закрытие границ Аджарии создает центру массу проблем с экономической точки зрения. Ведь через территорию автономии проходят основные транспортные магистрали, связывающие Грузию с остальным миром. Здесь расположен Батумский морской порт, издавна считающийся главными морскими воротами Грузии: сюда идет основной поток транзитных грузов. Важность Батумского порта для экономики Грузии подтверждается цифрами: общий грузооборот порта вырос с 5,9 млн. тонн в 1999 году до почти 12 млн. тонн в прошлом, 2002-м. Та же динамика - двойной рост - наблюдается и в перевалке нефтепродуктов: с учетом производственных мощностей Батумского порта в свое время была осуществлена реабилитация построенного еще в начале прошлого века нефтепровода Баку-Хашури-Батуми. По этой трубе сейчас в Батумский порт перекачивается до 7 млн. тонн "ранней" азербайджанской нефти. Растут объемы ее поставок в Батуми и по железной дороге.

Кроме того, на Батумский порт замкнуты транспортные потоки из стран Центральной Азии - по этой схеме на Запад поступают сырьевые ресурсы из Узбекистана, Казахстана, других стран региона. Самый же большой козырь в затеянной Асланом Абашидзе игре с Тбилиси - это грузы, поступающие в Грузию и Азербайджан в рамках реализации проекта строительства нефтепровода "Баку-Тбилиси-Джейхан". Согласно утвержденной компаниями-инвесторами схеме, трубы и все технологическое оборудование для строительства этого нефтепровода поступают морем в Батуми и уже оттуда по железной дороге доставляются на грузинский и азербайджанский участки строящейся трассы. Не за горами и начало масштабных работ на трассе газопровода Баку-Тбилиси-Эрзерум. Эксперты и в Тбилиси, и в Баку, и в странах Запада опасаются, что обострение противоречий между Аджарией и центральными властями Грузии может стать серьезной помехой в реализации тщательно отработанной транспортной схемы. В частности, в одном из недавних интервью помощник заместителя госсекретаря США Линн Паско отметил геостратегическую важность Грузии, назвав ее "опорой для восточно-западных энергетических трубопроводов".

Внимательно отслеживая события в Грузии, в пресс-центре одного из основных инвесторов строительства нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан - компании "BP-Азербайджан" делают упор на том, что соглашение о строительстве нефте- и газопроводов подтверждены правительствами и парламентами всех стран-участниц, в том числе и Грузии. Возникновение каких-либо проблем на грузинских участках этих трубопроводов, отмечают в "BP-Азербайджан", тем более нежелательно, что тот же проект БТД реализован почти на 40% и уже израсходовано более 1,5 млрд. долларов.

Комментируя возникшую ситуацию, ведущий научный сотрудник российского Института международных экономических и политических исследований Вадим Теперман в интервью "НГ" назвал возможный отрыв Аджарии от остальной Грузии "нежелательным и опасным". "Несмотря на то что нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан не затрагивает территорию Аджарии, нестабильная ситуация в этой автономной республике может вызвать определенные сомнения у компаний-инвесторов, - считает российский эксперт, - ведь трасса БТД проходит всего в нескольких десятках километров от границ этой мятежной автономии".

Под контролем аджарских властей находится и контрольно-пропускной пункт "Сарпи" на границе с Турцией, через который в соседнюю страну традиционно идут основные потоки грузового и пассажирского транспорта.

И, наконец, последний, но не менее важный аргумент в наметившемся противостоянии новых властей Грузии с руководством "слишком автономной автономии". После грузино-абхазской войны 1992-1993 годов Грузия потеряла черноморские курорты Абхазии. Вот уже 12 лет тбилисцы и жители других районов республики едут на летний отдых на аджарское побережье. С закрытием административной границы между Аджарией и остальной Грузией этот курортный оазис окажется недоступным.

В Тбилиси худший вариант развития отношений с Аджарией не исключают, но рассматривают как сугубо теоретический. Как сказал в интервью "НГ" руководитель Бюджетного офиса парламента Грузии Роман Гоциридзе, если Абашидзе все-таки создаст проблемы с перевалкой грузов через Батумский порт, "центральные власти республики оперативно задействуют другие транспортные схемы - через Поти, административно не входящий в Аджарию и в последнее время существенно нарастивший свою пропускную способность". Что касается автомобильных перевозок, в том числе через пограничный переход "Сарпи", то, по словам эксперта, тут тоже есть запасные варианты - идущие в Грузию из Турции грузы можно переключить на другие автомагистрали, связывающие две страны, в частности через контрольно-пропускной пункт "Ахалцихе", находящийся далеко от Аджарии.

Вместе с тем Роман Гоциридзе уверен, что у руководства Аджарии "хватит здравого смысла" не создавать подобных проблем центральным властям Грузии. "Полная автономизация" Аджарии станет катастрофой для самой автономной республики, считает эксперт. По его словам, Аджария при таком варианте событий лишится как минимум 90% доходов своего бюджета. До сих пор Аджария имела беспрецедентные налоговые льготы, здесь центр пошел на уступки автономии, согласившись оставлять в местном бюджете 100% таможенных сборов, в то время как другие регионы Грузии могли оставлять у себя лишь 40% этих поступлений. Кроме того, сейчас 99% создаваемой здесь прибыли остается в местном бюджете - в других регионах остается не более 60-70%. Есть у Аджарии преимущества и в плане перечисления других налогов. Добровольно отказываться от таких льгот Абашидзе вряд ли станет, в противном случае Аджария станет полным банкротом, считает Роман Гоциридзе.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
1149
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1793
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1664
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
3108

Другие новости