В Белоруссии, в поселке Ганцевичи, в 48 км юго-восточнее города Барановичи, уже 20 суток несет полноценное боевое дежурство радиолокационная станция (РЛС) "Волга" Космических войск России. Она стала одной из восьми аналогичных станций, действующих в России и в ряде других стран СНГ в Системе предупреждения о ракетном нападении (СПРН), и закрыла "дыру", зияющую на северо-западном направлении после ликвидации в 1998 году радиолокационной станции в Скрунде (Латвия).
Официальные тактико-технические характеристики "Волги" неизвестны. Представители научно-производственного комплекса НИИ дальней радиосвязи - основного разработчика "Волги" - сообщали лишь, что она способна обнаруживать в полете баллистические ракеты, а также космические объекты на расстоянии нескольких тысяч километров. Дополнительно к этому первый вице-президент межгосударственной акционерной корпорации (МАК) "Вымпел", которая являлась головным подрядчиком-исполнителем РЛС под Барановичами, Геннадий Батырь сказал "НГ", что "Волга" определяет время старта, рассчитывает траекторию полета ракеты и вычисляет, куда она упадет и в какое время. По его словам, сигнал предупреждения о ракетном нападении от момента обработки информации о баллистической ракете на РЛС "Волга" поступает с нее на командные пункты (КП) высших звеньев управления уже через 10-15 секунд. КП управления, уточним, - это Центральный командно-вычислительный пункт СПРН (он находится в Подмосковье) и небезызвестный "ядерный чемоданчик" Владимира Путина. По оценкам специалистов, эта многофункциональная станция дециметрового диапазона способна отслеживать пуски баллистических ракет, дислоцирующихся в ФРГ и ряде других стран Европы, на расстоянии 4800 км, а также контролировать районы патрулирования американских и британских атомных субмарин в Северной Атлантике и Норвежском море.
В самих Ганцевичах на плацу возле объекта реют государственные флаги обеих стран. Должность начальника РЛС "Волга" официально называется "командир в/ч 03522 - уполномоченный правительства Российской Федерации в Республике Беларусь".
Во сколько обошлось строительство станции, начавшееся еще в 1986 году, сейчас не может сказать никто. Замдиректора Научно-исследовательского центра системного проектирования (НИЦСП) генерал-полковник Виктор Смирнов сказал "НГ", что "такой локатор стоит от нескольких десятков до нескольких сотен миллионов долларов. Дорого и обслуживание - это далеко не дешевый объект". По его сведениям, станцию обслуживает несколько сотен человек.
Любопытно, что этот объект, находящийся в исключительном ведении России, ни разу не был предметом торга в сложных взаимоотношениях лидеров России и Белоруссии как в рамках строительства Союзного государства, так и в проблеме двусторонних "газово-нефтяных" дебатов последнего времени. В соответствии с заключенным 6 января 1995 года соглашением, все недвижимое имущество и занимаемый "Волгой" земельный участок переданы российской стороне в пользование на срок в 25 лет без взимания налогов. Минск также не требует платы за использование каналов связи. Более того, Геннадий Батырь рассказал "НГ", что президент Лукашенко лично приложил руку к тому, чтобы "Волга" встала в строй СПРН как можно быстрее, и называл ее "общим достоянием" России и Белоруссии. В строительстве РЛС участвовало три мощнейших предприятия белорусской электроники, входящих в МАК "Вымпел", - крупнейший радиозавод и два конструкторских бюро (системных программ и "Луч") в Гомеле. Сам Лукашенко несколько раз собирался лично посетить станцию. Впрочем, поскольку это "территория России", он должен получить официальное приглашение...
Между тем можно представить, сколько - в финансовом смысле - "теряет" Белоруссия от того, что на ее земле стоит "бесплатная" российская РЛС. Известно, что, например, аренда аналогичной станции "Днепр" в латвийском Скрунде обходилась Москве в 5 млн. долл. ежегодно. Собственно, поэтому ее демонтировали и уничтожили. Однако замдиректора НИЦСП Смирнов считает, что сравнение Минска и Риги в этом отношении, мягко говоря, некорректно. Ибо "Белоруссия является самым надежным военным союзником России в Европе и странах ближнего зарубежья". В этом он солидарен с самим Лукашенко, который недавно заявил, что военно-техническое сотрудничество Белоруссии и России может служить примером для интеграции в других сферах.
И все же, по словам генерала Смирнова, "Россия не совсем бесплатно эксплуатирует станцию. Скажем, Москва также на безвозмездной основе регулярно предоставляет Белоруссии возможность проведения зенитно-ракетных стрельб на полигоне "Ашулук" в Астраханской области, в то время как другие страны СНГ определенным образом платят за это России". В некоторой степени решается и проблема занятости местного населения: на различных объектах вокруг станции, по его словам, работают до двух сотен белорусов.
При этом в ходе подготовки материала "НГ" стал известен небезынтересный факт. Вопреки договоренности о том, что на РЛС "Волга" должны служить исключительно россияне, поначалу в в/ч 03522 было много белорусов-контрактников, которые, как сказал источник "НГ", "как-то очень быстро получили российское гражданство". Cейчас Москва официально собирается разрешить служить на "Волге" белорусским военнослужащим.
Помимо "Волги" под Барановичами, в СПРН входят еще три российские РЛС ("Дарьял" в Печоре и два "Днепра" - в Мурманске и Иркутске) плюс "Дарьял" в Габале (Азербаджан), сооружаемая станция "Дарьял-У" на озере Балхаш в Казахстане и две РЛС "Днепр" на Украине - в Севастополе и Николаеве. Впрочем, как заявил "НГ" вице-президент "Вымпела" Геннадий Батырь, количества РЛС по периметру постсоветского пространства для максимальной защиты от баллистической угрозы России и ее союзников по СНГ недостаточно. В свое время дополнительно планировалось развернуть пару "Волг" вблизи Комсомольска-на-Амуре и под Севастополем. Но, как сказал Батырь, строительство где-либо еще одной "Волги" пока не планируется.