Виктор Кременюк, заместитель директора Института США и Канады
По большому счету Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан вышли из-под влияния России еще в момент распада Союза и образования СНГ. Разумеется, и после этого Россия хотела сохранить влияние на них. Однако эта политика ни тогда, ни сейчас не была подкреплена реальными и внушительными материальными ресурсами. Поэтому она была обречена на поражение. США являются именно тем центром влияния, который может предоставить странам региона эти ресурсы, - естественно, в обмен на лояльность.
Россия должна вначале определить для себя, насколько для нее опасно проникновение США в Центральную Азию. Хочет ли Вашингтон вытеснить Москву из некогда безраздельной ее сферы влияния или это реакция Вашингтона на то, что эти страны (в силу известных причин, главная из которых - нищета) могут легко стать жертвами распространения исламского фундаментализма и источником международного терроризма? Россия должна решить: противодействовать или, наоборот, считая США своим стратегическим партнером, пытаться действовать совместно с Вашингтоном. Последнее было бы куда предпочтительнее для Кремля. Но пока многие рассматривают действия США в Центральной Азии как политику, направленную против интересов России. При том, что до сих пор никто в Москве внятно не объяснил, в чем состоят интересы России. Если Россия и дальше будет стоять на тех же позициях, то рано или поздно в Центральной Азии произойдет столкновение интересов России и США. Ничего хорошего России это не сулит. Поэтому нам в диалогах с США по этой проблеме надо менять тон. Причем надо рассматривать весь Центрально-Азиатский регион, включая Афганистан, Пакистан, Иран. Иначе и перед Россией, и перед США встанет общая проблема - распространение исламского фундаментализма.
Вячеслав Игрунов, заместитель председателя комитета Государственной Думы по делам СНГ
Не думаю, что процесс ослабления российского влияния в Центральной Азии необратим. США, распространяя экспансию на Азиатский континент, упрутся в определенные барьеры, и после этого вполне возможен откат. Россия может сохранить влияние в Центральной Азии (как, впрочем, и свою роль в мире) только в том случае, если четко определится, на чьей она стороне, - "имперского центра" в лице США или стран, которые уравновешивают ситуацию в мире. Мне кажется, что России следовало бы быть активным звеном во втором полюсе. И для этого развивать отношения как с Китаем, так и с европейскими странами.
В то же время нельзя отрицать, что Россия сегодня слаба, чтобы каким-то образом изменить ситуацию в регионе. С другой стороны, США для ЦА - это журавль в небе. Америка вызывает определенные опасения в центральноазиатских странах, которые, возможно, предпочтут синицу в руке и будут договариваться с Россией. Однако Россия должна быть заинтересована в создании ощущения общности интересов: чем больше это ощущение - в противовес односторонним связям России с каждой из этих стран - тем больше Россия выиграет в регионе.
Дмитрий Орешкин, руководитель аналитической группы "Меркатор" Института географии РАН
Россия потеряла в Центральной Азии очень много, и потеряла заслуженно. После распада СССР мы имеем в регионе пять более или менее авторитарно-тоталитарных режимов - от умеренно-авторитарного Акаева до суперавторитарного Ниязова. Мы все еще пытаемся разобраться, "наши" они или "не наши". Хотя совершенно очевидно, что они уже давно "не наши", а все более "американские". Элиты этих стран уже и детей своих посылают учиться не в Москву и Петербург, а в Кембридж и Оксфорд. Единственное "серьезное", что делает Россия, - она продолжает пытаться зафиксировать за границами русскую диаспору. Те самые 25 миллионов русских, о которых так часто вспоминают коммунисты, специально удерживаются там. Москва со времен Ельцина продолжает видеть в них "опорные площадки" для восстановления своего влияния, не понимая, что все диаспоры значительно сократились (русских в ближнем зарубежье на самом деле уже давно 20, а то и 15 миллионов). США действуют в отношении бывших среднеазиатских республик довольно разумно. Когда-то в Америке говорили про никарагуанского диктатора Самосу: "Он, конечно, сукин сын, но он наш сукин сын". То есть США не стремятся полностью контролировать ситуацию, удовлетворяясь контролем политической элиты и оставляя право этим странам на собственную идеологию.
В этой ситуации Россия не может противопоставить США ничего толкового. Если Россия поймет это и "отстанет" от всей центральноазиатской "пятерки", то это даст возможность перевести дух и заняться своими проблемами.
Если эти территории будет контролировать Америка, то они станут буфером для России при наплыве агрессивного исламского экстремизма. Чем глубже США увязнут в Азии, тем России выгодней - Америка будет тратить свои ресурсы. Очень может быть, что антироссийские настроения там постепенно переориентируются в антиамериканские...