На фоне продолжающегося скандала между Ташкентом и Ашхабадом глава Туркмении Сапармурат Ниязов развивает активность на внешнеполитическом поле. Сегодня в Ашхабаде проходит трехсторонняя встреча Туркменбаши, президента Афганистана Хамида Карзая и премьер-министра Пакистана Мира Зафаруллы Хан Джамали. Стороны намерены подписать рамочное соглашение по проекту газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан.
Напомним, что Трансафганский проект предусматривает прокладку трубопровода длиной в 1460 км от туркменского месторождения Довлетабат через афганский Кандагар до пакистанского Мултана. Предварительная стоимость проекта оценивается в 2 млрд. долл. США. Не исключено, что в ходе ашхабадской трехсторонней встречи будет названа компания - лидер консорциума по строительству газопровода.
Однако солидные инвесторы пока себя не обнаружили. Стороны уверены в том, что проект непременно будет реализован, и надеются, что Азиатский банк развития, к которому они обратились за помощью, к февралю 2003 г. найдет источники финансирования проекта, благодаря которому ежегодно из Центральной Азии к Аравийскому морю будет транспортироваться около 30 млрд. кубометров газа.
Известно, что с подобным предложением Сапармурат Ниязов не раз обращался к российскому коллеге Владимиру Путину, но поддержки в своем начинании он не получил. Причем созданная бывшими выходцами из Туркмении газовая корпорация "Итера" намерена ежегодно инвестировать в экономику республики не менее 300-400 млн. долл. и добывать не менее 10 млрд. кубометров газа. Не исключено, что "Итера" может подключиться к строительству газопровода.
Принять участие в строительстве южного газового транспортного пути обещал и узбекский лидер Ислам Каримов. В течение последних нескольких лет стороны обсуждали этот проект, даже во времена правления движения "Талибан" в Афганистане. Сегодня талибы разгромлены, в стране восстановлен относительный мир. При этом проектирование и строительство альтернативного трубопровода Ашхабад начинает без участия узбекской стороны. Корреспонденту "НГ" информированные источники в Ташкенте заявили, что Ниязов сознательно пошел на обострение отношений с Узбекистаном якобы для того, чтобы избавиться от конкурента. Узбекистан является одним из крупнейших экспортеров газа в ЦА, хотя по своим запасам значительно уступает Туркмении. Кроме того, в Узбекистане лучше развита трубопроводная сеть и организована разработка новых месторождений. В случае строительства трубопровода новые мощности по транспортировке Ташкент мог бы осваивать самостоятельно, что совершенно невыгодно Ашхабаду.
Именно этими причинами и объясняется "устроенное" покушение на Туркменбаши. В ходе следствия посыпались обвинения в адрес Узбекистана, чтобы окончательно вывести конкурентов из борьбы вокруг строительства южного газопровода.
Если Минобороны Узбекистана опровергло информацию о концентрации своих войск на узбекско-туркменской границе, то туркменская сторона предпочитает не говорить об этом. Однако Туркмения явно укрепляет свою обороноспособность. Вчера президент Ниязов провел неофициальные переговоры с заместителем главнокомандующего армии ОАЭ Шейхом Халифой бин-Зайедом аль-Найяном. Скорее всего, речь шла о закупках вооружений.
Не исключено также, что под предлогом борьбы с международным терроризмом туркменские власти попросят российской военной помощи. И тогда у Москвы появится еще один шанс закрепить свои позиции в регионе, создав военную базу и в Туркмении.
На самом деле это выгодно не только Кремлю, но и самому Туркменбаши, который, расставшись с пресловутым нейтралитетом, сможет окончательно искоренить туркменскую оппозицию.