- На днях представители украинской оппозиции и власти впервые со времени начала акции "Восстань, Украина!" встретились за круглым столом в Варшаве. Можно ли эту встречу рассматривать как начало "мирных переговоров"?
- В Варшаве была продемонстрирована возможность и необходимость диалога между украинской властью и оппозицией. Пора садиться за стол переговоров и обсуждать вопрос о том, каким должно быть наше государство, в каком направлении нам двигаться. Очень важно, что этот вопрос беспокоит и представителей ЕС, которые приняли участие в варшавской конференции.
Однако, на мой взгляд, диалог между властью и оппозицией на Украине еще не начался, потому что в переговорах не принимает участия Леонид Кучма. А именно он сегодня представляет и олицетворяет украинскую власть.
- Варшавская конференция повлияет на развитие акции "Восстань, Украина!"?
- На конференции речь не шла о том, одобрять эту акцию или осуждать, - внешние силы не вмешиваются во внутренние дела Украины. Но пока власть слепа, глуха, нема по отношению к оппозиции, акции протеста будут продолжаться.
- Видимо, внешние силы все же присутствуют в стратегии действий украинской оппозиции в качестве дополнительного фактора давления на президента Кучму? По крайней мере аналитики именно так расценивают "Иракгейт", разгоревшийся синхронно с акциями оппозиции.
- Мы это давление в расчет не берем. Хотя и знаем, что это также имеет значение.
- Президент Кучма и другие представители власти говорят, что оппозиция должна отказаться от ультиматумов. Согласны ли вы снять свое требование о досрочной отставке президента?
- Лично я снять это требование не могу, потому что оно является одним из пунктов предвыборной программы Соцпартии.
- А если власть предложит снять это требование в качестве первого условия для начала переговоров с оппозицией?
- Тогда это допустимо. Пусть президент Кучма повлияет на тех депутатов, которых он загнал в искусственно созданное большинство, и убеждает их проголосовать за нормальный закон о выборах на пропорциональной основе. Пусть подпишет ряд других законов, которые урегулируют баланс властей и обеспечат внесение изменений в Конституцию. И тогда посмотрим - возможно, парламент решит, что не стоит сейчас трогать президента. Все и так знают, что он замешан в преступлениях.
Киев