- Калымбек Касымкулович, президент Аскар Акаев особое внимание обратил на права человека в республике и подписал закон о введении новой для страны должности омбудсмена. Как все это отразится на внутриполитической жизни республики?
- Аскар Акаев провозгласил новую национальную идею "Кыргызстан - страна прав человека". Речь идет об идее, которая может коренным образом перестроить жизнь в республике. В развитие этой линии введен пост национального комиссара по правам человека (омбудсмена). Добавлю, что президент Акаев еще в январе нынешнего года подписал государственную программу "Права человека" на 2002-2010 годы, в которую вошел широкий круг мероприятий в области защиты прав человека. Так что в республике заложена к настоящему времени солидная база для продвижения демократических преобразований в наиболее чувствительной правозащитной сфере.
Уверен, что новая национальная идея, введение поста омбудсмена, общенациональная правозащитная программа и другие шаги в этом направлении позитивно отразятся на внутриполитической ситуации в нашей стране. Обнадеживающих признаков появилось уже немало, но было бы необоснованно представлять ситуацию в розовом цвете.
- Недавно оппозиция выступила с предложением об изменении политического устройства страны. Вопреки ожиданиям это было в целом благосклонно воспринято властями. Означает ли данный факт, что страну ожидают коренные преобразования в политической системе и она может стать парламентской республикой, а не президентской, как сейчас?
- 26 августа президент Аскар Акаев подписал указ о подготовке в республике конституционной реформы и созыве Конституционного совещания. В тот же день он выступил с обращением к народу Киргизии, в котором обосновал предпринимаемые им шаги. Конституционное совещание начнет свою работу уже 3 сентября. Для участия в нем приглашаются представители всех общественно-политических сил и движений, а также парламентских, научных и других кругов. Наше общество в рамках этого форума получит самые широкие возможности для своего волеизъявления, в том числе и по тем проблемам, которые вы обозначили в своем вопросе.
- Уровень политических отношений между Москвой и Бишкеком известен и практически не оставляет желать лучшего. Однако не секрет, что экономические взаимосвязи между двумя государствами развиваются не столь активно, как хотелось бы, хотя обе страны и являются членами ЕврАзЭС. Каковы, на ваш взгляд, перспективы двустороннего экономического сотрудничества?
- Вы правы в своих оценках. К сожалению, и это надо признать честно, значительный экономический потенциал взаимного сотрудничества еще не задействован. Хотя позитивные подвижки за последнее время заметны - товарооборот между нашими странами за шесть месяцев этого года вырос на 22%. Активно работает двусторонняя межправительственная комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству. В сентябре состоится ее очередное заседание. Реализуются программы по промышленному и военно-техническому сотрудничеству.
Помимо межгосударственных отношений, мы видим большой резерв на уровне торгово-экономического сотрудничества с российскими регионами. У Киргизии хорошие торгово-экономические связи с Москвой, Московской, Ярославской, Свердловской и другими областями. В июле Аскар Акаев посетил Хакасию, где, как известно, жили наши древние предки, встретился и побеседовал с полномочным представителем президента России в Сибири Леонидом Драчевским и председателем правительства Хакасии Алексеем Лебедем. Уже в августе рабочая группа правительства побывала в некоторых городах Сибирского федерального округа - Новосибирске, Томске, Барнауле, Кемерово.
- Сегодня Киргизия является одним из ключевых государств антитеррористической коалиции в регионе. И уже не раз говорилось о том, что Бишкеку, возможно, вновь придется принимать непосредственное участие в отражении вероятных атак со стороны экстремистов. Готова ли к этому киргизская армия?
- Да, наша армия готова к отражению возможных атак со стороны террористов. Она получила надлежащие уроки ведения боевых действий в 1999-2000 годах и с тех пор совершенствует боевую выучку. При этом хотел бы заметить, что в нынешних условиях существуют другие факторы, которые способны охладить горячие головы авантюристов. В рамках Договора о коллективной безопасности созданы Коллективные силы быстрого развертывания со штаб-квартирой в Бишкеке. Формируется Антитеррористический центр в рамках Шанхайской организации сотрудничества, тоже со штаб-квартирой в нашей столице. Так что любые попытки международных бандформирований нарушить нашу безопасность натолкнутся на мощный отпор не только вооруженных сил Киргизии, но и на коллективный отпор со стороны стран - участниц ДКБ и ШОС.
- Не секрет, что дислокация в стране опорных баз западных союзников достаточно спокойно воспринимается Кремлем, но тем не менее вызывает тревогу у части российской политической элиты. Вскоре киргизский парламент должен рассмотреть вопрос о продлении сроков пребывания баз союзников. Какое решение может быть принято законодателями?
- В вопросе о размещении в республике вооруженного контингента антитеррористической коалиции у нас в обществе сложился консенсус. Он определяется как национальными интересами страны, так и характером отношений с нашими союзниками и партнерами.
Киргизия не является изолированным звеном. Если такой вопрос возникнет, то он будет решаться с учетом многих факторов. Прежде всего с учетом необходимости доведения до конца целей антитеррористической коалиции, ликвидации гнезда терроризма в Афганистане. Это очень близко от нас, и опасность нависает непосредственно над нашим собственным домом. Во-вторых, большое значение будет иметь позиция международного сообщества, в частности ООН и ее Совета Безопасности. И третье, пожалуй, наиглавнейшее обстоятельство - это позиция наших союзников, прежде всего России, которая была, есть и будет нашим главным другом и союзником, как это определено в межгосударственной Декларации о вечной дружбе, союзничестве и партнерстве. Думаю, что наш парламент будет действовать, исходя из вышеуказанных соображений.