На рассмотрение парламента Казахстана поступил проект любопытного закона - "О равных правах и возможностях", который ориентирован на достижение равноправия между мужчиной и женщиной. По мнению авторов законопроекта, депутатов нижней палаты парламента Татьяны Мужчиль и Бакыт Купеновой, провозглашенное еще в прошлом веке равенство по половому признаку в стране фактически не соблюдается.
Норма равноправия мужчин и женщин была признана в СССР еще в 1917 г. - тогда был отменен калым. И хотя казахская женщина никогда не знала паранджи, но, по мнению современниц, это не говорит о том, что ее положение в обществе было лучше, чем у других народов Центральной Азии. Даже сейчас, несмотря на кажущееся благополучие, женщина в Казахстане отстает от мужчин во многих областях. И хотя дискриминация женщин Казахстана не бросается в глаза, как в странах исламского Востока, представительницы слабого пола и на политическом поприще, и на рынке труда вынуждены пропускать мужчин вперед, довольствуясь второстепенными областями деятельности. В последнее время местных деловых дам стал волновать вопрос политического равенства мужчин и женщин - об этом можно судить по статистике избирательных кампаний. Но, согласно той же статистике, большинство казахстанских женщин (свыше 70%) считают, что политико-правового равенства между мужчинами и женщинами в Казахстане нет и в ближайшее время не предвидится. Более того, совсем уж мизерный процент женщин может претендовать на роль руководящих работников в государственной сфере: из 16 женщин с высшим образованием только одна становится руководителем, тогда как из двух мужчин - каждый второй.
Таким же образом обстоят дела почти во всех постсоветских странах - за последние 10 лет гендерные проблемы обострились чрезвычайно. Подобные законопроекты уже готовы к принятию не только в Казахстане - такая работа успешно ведется в соседней Киргизии. А совсем недавно президент Украины Леонид Кучма подписал указ о повышении статуса женщины. Впрочем, по мнению некоторых экспертов, в основе всего этого лежит не столько реальная забота о женщинах, сколько совсем другие соображения.
"Вполне возможно, что закон о равноправии полов является одной из ступеней к дружбе с цивилизованной Европой, которая уделяет большое внимание гендерному равновесию, особенно на политической арене: например, шведский парламент на 50% состоит из женщин, даже киргизский - на 30%, а вот казахстанский - всего на 13%, - комментирует ситуацию генеральный директор Института прав человека Камилжан Каландаров. - Политический акцент здесь присутствует наверняка - к сожалению, постсоветские страны (особенно центральноазиатские республики) охотно эксплуатируют эту тему ради достижения политических выгод и улучшения имиджа страны через такие вот законодательные акты. А в Казахстане и других центральноазиатских странах положение в области соблюдения прав человека сейчас довольно плачевное".
Именно поэтому гендерная политика в странах региона как бы активизируется. Но, разумеется, европейский пример здесь не может быть образцом. И в этом вопросе страны ЦА в последнее время стали ориентироваться на Турцию - точно так же, как они это делают в последние десять лет в военно-политической сфере. Турция - страна хоть и мусульманская, но все же светская и с достаточным налетом цивилизации - после 50 лет бурных обсуждений местное правительство приняло-таки долгожданный законопроект о половом равноправии. Спустя два месяца о подобном документе заговорили и в Казахстане, а через полгода он был представлен на суд парламента.
"Как ни странно, сегодня во многих центральноазиатских странах кормит семью женщина. И процент безработных мужчин существенно превышает процент безработных женщин, а в Туркмении, согласно исламским традициям, мужчины не работают совсем. Оттого в данной экономической ситуации законы о половом равноправии просто необходимы. Сейчас время бесправных мужчин, а не бесправных женщин, слабый пол выходит на первый план, - считает Калимжан Каландаров. - Однако я думаю, что казахстанский парламент вряд ли примет данный законопроект, потому что менталитет большей части населения региона все-таки сформирован исламскими традициями. Подобные документы не проходят даже в более европеизированных странах, например, в России, где работа над законопроектом о правах женщин ведется не первый год и все без толку - власти в нем абсолютно не заинтересованы".
В общем, картина вырисовывается грустная. Взращивание своих Тэтчер, Ганди и Бхутто вряд ли входит в истинные намерения мужчин на постсоветском пространстве - конкуренции себе никто не желает.