0
1267
Газета СНГ Интернет-версия

16.11.2001 00:00:00

Судьба России решается в Якутии

Тэги: якутия, николаев


Прошедшее десятилетие принесло России немало потрясений. В ситуации, когда федеральная власть была не в состоянии жестко контролировать регионы, многие "удельные князья", опираясь на местные законы, позволяли себе практически открыто пренебрегать решениями федеральной власти. Упорное нежелание отдельных региональных элит подчиняться единым правилам игры и сегодня остается источником потенциальной опасности для всей России. Неудивительно, что решительные действия президента РФ по укреплению вертикали власти встретили одобрение у широких слоев населения. Решительность, с которой федеральный Центр взялся ликвидировать разногласия между региональными и федеральными законами, позволила многим сделать вывод: дни сепаратизма сочтены. К сожалению, события последнего времени не дают оснований для столь оптимистических прогнозов.

В последнее время в прессе широко обсуждалась правовая коллизия, связанная с предстоящими выборами президента Республики Саха (Якутия). Напомню суть дела: противники Михаила Николаева - действующего главы республики утверждают, что он не имеет права выставлять свою кандидатуру, поскольку статья 67 Конституции Якутии запрещает занимать пост главы республики более двух раз. Сторонники якутского президента считают, что он вправе участвовать в выборах, т.к. Верховный суд РФ признал эту статью не соответствующей федеральному законодательству. Большинство комментаторов восприняли ситуацию как частную проблему М.Николаева, не обратив внимания на глубинную подоплеку событий. Главная проблема, которая решается сейчас, состоит не в том, будет или нет Николаев президентом Якутии, а в том, сумеет ли федеральный Центр отстоять принцип безусловного верховенства российских законов над региональными.

Главной причиной недавней "феодальной" вольницы являлась слабость федерального Центра: решая локальные задачи, власть старательно закрывала глаза на сепаратистские "шалости" отдельных представителей региональных элит. Таким образом, характер федеративного устройства носил договорный характер. Совершая вынужденные уступки, федеральный Центр получал возможность проводить свою политику в регионах. Постепенно сложилась ситуация, когда уступки региональному своеволию зашли слишком далеко. Сепаратистские устремления в субъектах Федерации стали представлять реальную опасность единству России. Новый президент Владимир Путин провозгласил курс на строительство сильной вертикали власти. Страна восприняла это как реальный шанс покончить с сепаратизмом. К сожалению, некоторые государственные мужи уже забыли уроки реального прошлого. Противники М.Николаева из числа федеральных политиков (например, глава ЦИК Александр Вешняков), желая не допустить его переизбрания, готовы воспользоваться не соответствующей российским законам 67-й статьей якутской Конституции, или, иными словами, поступиться принципом верховенства федерального законодательства. Повторяется старая схема: ради реализации собственных интересов отдельные представители федеральной элиты готовы идти на серьезные стратегические уступки сепаратистам.

Верховный суд Якутии, рассматривая жалобу на действия российского избиркома, зарегистрировавшего кандидатуру М.Николаева, направил запрос в Конституционный суд РФ, признав его в качестве верховного арбитра. Это решение вызвало несогласие со стороны прокурора Якутии. Скоро его жалобу будет рассматривать Верховный суд России. Это судебное заседание фактически станет ареной генерального сражения с силами сепаратизма, причем не только якутского. Отклонение жалобы ясно покажет: верховенство федеральных законов и федеральных органов власти на всей территории России не является предметом торга. Если же суд посчитает нужным поддержать прокурора Якутии, то это может означать лишь одно: "феодальная" вольница возвращается. В современных условиях последствия такого решения без преувеличения можно назвать катастрофическими. Костер чеченской войны все еще тлеет. Представители местного населения уклоняются от сотрудничества с официальным руководством Чечни, т.к. не уверены в серьезности намерений России оставить республику в своем составе. Во многих республиках Северного Кавказа (и не только там) межнациональные проблемы напряжены до предела. Зачастую руководители регионов воспринимают его как верховного арбитра, обеспечивающего баланс интересов. В этой ситуации любая уступка сепаратизму может привести к тому, что из искр межнациональных противоречий разгорится настоящий пожар.

Фактически Верховный суд будет решать: будем мы жить в единой России или нет? Хочется верить, что политическая мудрость не позволит судьям принять роковое решение.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
867
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
935
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1206
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
850

Другие новости