0
469
Газета СНГ Интернет-версия

18.10.2001 00:00:00

Украина в кольце врагов

Тэги: марчук, украина


марчук, украина

- ЕВГЕНИЙ КИРИЛЛОВИЧ, изменилась ли политика Украины в области национальной безопасности после известных событий в США и начала контртеррористической операции в Афганистане?

- Трагические события одиннадцатого сентября нынешнего года в США стали мощным фактором переосмысления сложившихся стереотипов, связанных с обеспечением национальной безопасности многих государств, в том числе и Украины. Принципиально политика не изменилась. Но она сейчас серьезно переосмысливается в части, касающейся приоритетов национальной безопасности.

Террористические удары, от которых погибли тысячи людей, были нанесены не просто по важным объектам, а по экономическим, политическим и военным символам США. Все акции были растянуты во времени. Инициаторы и исполнители терактов фактически бесплатно заставили все мировые СМИ пропагандировать экстремистские исламские и антиамериканские идеи. Террористы и рассчитывали на то, что их боевые действия будут показаны всему миру в прямой трансляции.

Сегодня многие задают вопрос: почему вся финансовая и военная мощь, спецслужбы мировой супердержавы США оказались бессильны перед небольшой группой террористов? А главное, почему последствия этих трагических событий приобрели глобальный характер? Финансовые и фондовые рынки, транспортные коммуникации, отношения между экономическими и военными союзами подверглись жесткому испытанию и проверке. Общие потери составляют многие миллиарды долларов. И в США, и в Европе пересмотрены концепции безопасности, переосмыслены представления о военных угрозах и вероятных противниках. Например, американцы уже заявили, что главной задачей вооруженных сил США теперь будет защита собственной территории. Это очень существенный поворот в представлениях Вашингтона о собственной национальной безопасности.

Подготовка США акции возмездия, начавшиеся авиационные удары по Афганистану вовлекли в конфликт многие страны мира, в том числе - правда, косвенно - Украину, да и Россию. Для нас также проблема защиты своей собственной территории сегодня стоит особенно остро┘

- Что вы имеете в виду, когда говорите о защите своей территории?

- Защита территории - это защита государства от террористических акций, которые могут стать причиной техногенных и экологических катастроф с тяжелыми последствиями. Сейчас охрана и защита общественной безопасности государства выходят на первое место. Сегодня очевидно, что угрозы для безопасности страны изменили свою природу, а право гражданина конкретного государства на жизнь может быть гарантировано лишь усилиями всего мирового сообщества.

Защита гражданина в мирное время невоенными методами, видно по всему, будет выходить сейчас на уровень главных приоритетов. Мир поставлен перед дилеммой: либо решить огромное количество организационных, международно-правовых проблем по борьбе с международным терроризмом, либо ввергнуть мировое сообщество в хаос, подвергнуть целые регионы политической, экономической и военной нестабильности, что, в свою очередь, приведет к катастрофе.

Определенные изменения в сознании и психологии произошли и у многих украинских политиков. Например, для наших парламентариев стало очевидным, что надо отбросить политические стереотипы, которые долгое время были гипертрофированы страхом экономического и военного сотрудничества с Россией и СНГ. Для украинских парламентариев вопрос об участии Украины в деятельности Антитеррористического центра СНГ сразу стал очевиден, и парламент ратифицировал этот важный документ. Но, к сожалению, у нас остаются не ратифицированными немало международных конвенций, связанных с борьбой против международного терроризма.

- Евгений Кириллович, но ведь такая позиция большинства украинских политиков во многом определялась объявленной Украиной политикой нейтралитета.

- Нет. Просто в Верховной Раде думали, что с ратификацией этих документов можно и подождать, есть более важные дела и проблемы. Сегодня перед депутатами стоит актуальная задача последовательно создавать правовое поле, которое будет унифицировано с международным законодательством по борьбе с международным терроризмом. Правда, сегодня даже в ООН эти правовые нормы и правила несовершенны, порою противоречивы.

Парламент может принимать много хороших законов, но они не будут корреспондироваться с международными, или может быть много хороших международных законов, но они не будут стыковаться с национальным законодательством конкретной страны. Вопрос борьбы с международным терроризмом требует более качественного правового обеспечения.

Стало очевидным, что без развитых региональных межгосударственных структур в борьбе с терроризмом антитеррористическая коалиция не выполнит своих задач, даже если она будет находиться под патронатом ООН. Силовая, военная составляющая этой борьбы быстро себя исчерпает.

- Таким образом, если я вас правильно понял, Украина может изменить свое отношение к Договору о коллективной безопасности СНГ?

- Это покажет время. Мы - внеблоковая страна. Сегодня многим в СНГ, в том числе и на Украине, необходимо избавиться от некоторых политических стереотипов. Киргизия, Таджикистан вроде географически далеки от Украины, но последствия террористических актов в США показали, насколько мы едины. Дуга политической и военной нестабильности в Средней Азии, несомненно, может повлиять на национальную безопасность Украины. Не говоря уже о том, что в среднеазиатских государствах больше сотни тысяч наших соотечественников, судьба которых не может нас не волновать.

- Терроризм требует огромных финансовых затрат┘

- Ни для кого не является тайной, что финансовая база терроризма - наркобизнес и отмывание незаконно добытых денег. Есть, правда, еще торговля оружием, но оружием, как правило, торгуют государства. Как показала история, в одиночку нельзя справиться с наркобизнесом и отмыванием денег.

Многим на Украине необходимо изменить свою политическую ментальность, особенно в отношении сотрудничества в рамках СНГ, переосмыслить традиционные представления о безопасности и о том, как эту безопасность обеспечивать. Это непростой, болезненный процесс.

- И все-таки будут ли реформированы на Украине структуры, обеспечивающие национальную безопасность?

- Я беседовал со многими специалистами, международными авторитетами в сфере национальной безопасности государства. Они нам подсказывают, например, что борьба с отмыванием денег не может быть осуществлена только государственными налоговыми органами, МВД, прокуратурой. Для этих целей должна быть создана надведомственная структура. Иначе сотрудничество с международным сообществом в этой сфере не получится.

Мы знаем, что террористическая акция создает такую ситуацию, в которой возникает огромное количество проблем. Кроме ликвидации последствий террора, проведения спасательных работ возникают международные, правовые, политические и информационные проблемы. И сразу встает вопрос: как управлять таким комплексным и многоуровневым явлением, как кризис? Работа правительства не может быть заблокирована одной проблемой. Надо управлять всем многообразием жизни, не относящимся к кризису. Обычно создаются штабы, временные группы, которые с нуля начинают работать. Потеря времени и оперативности очень большая. Ведомственные нестыковки┘

Мы сегодня задаем себе вопросы: что такое кризисная ситуация? Когда она начинается и когда заканчивается? Кто это определяет и как? Будут ли меняться политические и правовые отношения? Ведь это не чрезвычайное положение. У нас есть небольшой опыт управления кризисной ситуацией весной нынешнего года.

- Вы имеете в виду так называемые пленки майора Мельниченко и убийство журналиста Гонгадзе?

- В определенной мере - да. Хотя не сами пленки, а все, что было вокруг них. Здесь следует разделить две вещи. Использование записей Мельниченко во внутриполитической борьбе - это одно. А информационная атака извне - это другое. Против Украины была развязана информационная интервенция.

- Чтобы добиться каких-то политических целей?

- Это вопрос, требующий специального разговора. СМИ могут быть союзником власти в преодолении кризиса, как мы это видели в США, но могут и инициировать его, стать катализатором гражданского неповиновения или создавать мифы о кризисе государственной власти.

- Учитывая создавшуюся ситуацию, видимо, и на Украине и в России будет изменено отношение к НАТО, не будет такого болезненного реагирования на сотрудничество с этой организацией?

- Думаю, что сегодня отношения России и Украины с НАТО или отношение украинского истеблишмента к Договору о коллективной безопасности не будут столь болезненными, не будут "страшилкой" или политическим водоразделом для межгосударственных отношений наших стран.

Более того, я думаю, что и США пересмотрят многие свои политические приоритеты и отношение ко многим мировым проблемам, к тому, почему страну в исламском мире ненавидят. Необходимо еще раз вернуться к анализу политических и военных конфликтов в Югославии и попытаться осмыслить, почему вмешательство извне не развязало ситуацию, а привело к эскалации войны на Балканах.

В этом контексте важно принять все меры к тому, чтобы Афганистан не стал новым полигоном противостояния между Россией и США в этом регионе. Сегодня усилия этих стран в борьбе с режимом талибов и бен Ладеном объединены, но объективно стратегические интересы этих стран в данном регионе не совпадают. На каком-то этапе борьба с международным терроризмом в Афганистане может трансформироваться в борьбу за "жизненно важные пространства и интересы".

Ведь и у Китая тоже есть интересы в этом регионе. Ведь Афганистан - это патриархальная, отсталая страна, бороться за которую, казалось бы, нет смысла, там нет никаких сырьевых ресурсов, которые могли бы заинтересовать мировые державы.

- Все-таки говорят, что главная причина и источник терроризма - это бедность.

- Проблема терроризма существует столько, сколько существует человечество. Теракт одиночки, группы или государственный террористический акт - все это в истории уже было. Но сегодня мир един, и сейчас абсолютно недопустимы в оценке террора двойные стандарты. Бен Ладен - не бедняк. Острова средневековья есть во многих регионах мира. Терроризм - это и фанатизм, и экстремизм, и фундаментализм, и, наверное, психическое нездоровье. Думаю, что и на глобальном уровне проблема "золотого миллиарда" должна быть переосмыслена. Нельзя жить на острове благоденствия в море бедности и чувствовать себя комфортно. Попросту говоря, надо делиться и подтягивать весь мир до цивилизованного уровня.

- Произойдут ли какие-либо изменения в концепции национальной безопасности и военной доктрине Украины?

- Да, коррективы будут внесены, рассмотрены на СНБО Украины и направлены в парламент. Есть намерение выйти на закон о национальной безопасности.

- Евгений Кириллович, вы недавно в Орле, затем в Душанбе и Бишкеке встречались со своими коллегами из РФ и Белоруссии и других стран СНГ. Расскажите, какие проблемы вы обсуждали?

- Я уже говорил, что избавляться от стереотипов надо не ради моды, а для действий. В Орле встретились секретари совбезов России, Украины, Белоруссии и Молдавии. Обсуждались новая ситуация в мире и проблемы регионального сотрудничества по борьбе с международным терроризмом. Наш регион имеет много специфических особенностей и проблем в этом плане. Мы договаривались, как будем их решать. К примеру, проблемы границ в контексте борьбы с наркотранзитом, нелегальными мигрантами при параллельном улучшении приграничного сотрудничества.

В Душанбе проходило внеочередное заседание секретарей совбезов стран - участниц ДКБ. По приглашению Владимира Рушайло в качестве наблюдателей в работе принимали участие секретари совбезов Азербайджана, Грузии, Молдавии, Узбекистана и Украины, то есть стран СНГ, не входящих в ДКБ. Для нас, членов ДКБ, было очень важно и полезно ознакомиться с планами этой организации в связи с событиями в Афганистане, видеть, как решаются эти планы. Характерно то, что мы участвовали и в закрытых заседаниях. Секретов от нас не было.

Это очень важно для выработки наших мер, более полного понимания разворачивающихся вокруг нас событий. Ведь секретари совбезов представляют президентов своих стран.

- Кое-кто на Украине неодобрительно отозвался о вашем участии в заседании стран - членов ДКБ и о вашем заявлении о том, что Украина готовится к участию в антитеррористической операции.

- Это стереотипы прошлого, хуторского понимания патриотизма. Это из прошлого века, то есть до 11 сентября сего года. У нас еще есть политики, которые не поняли, что в мире произошло.

А что касается участия Украины в антитеррористической операции, то здесь все ясно. Акция будет длиться несколько лет. Все страны готовятся к этому. Надо решить множество сложных проблем правового, финансового, структурного, информационного, технического характера. Надо готовиться к последствиям, в том числе и реакции международного терроризма. Взять хотя бы последние события в мире, угрозу заражения людей сибирской язвой.

Украина не собирается участвовать в силовых, боевых акциях. Об этом президент Украины Леонид Кучма заявил однозначно. Но Украина будет участвовать в длительной и непростой борьбе с международным терроризмом на основе международно-правовых норм и двусторонних договоренностей, в том числе и под эгидой ООН.

- Евгений Кириллович, какова ваша точка зрения на происшедшее с российским Ту-154 несчастье? Ведь именно вы возглавляете с украинской стороны комиссию по расследованию обстоятельств трагедии?

- Обещаю в скором времени дать полную оценку этой катастрофы.

Киев-Бишкек-Сочи-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
551
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
646
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
609
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
609

Другие новости