-ВАДИМ АФАНАСЬЕВИЧ, расскажите о современном состоянии украинского телевидения.
- Из шестисот зарегистрированных в стране телерадиокомпаний реально работают двести. Положительной тенденцией развития украинского телевидения, на мой взгляд, является уход основных информационных потоков из центра. Ведь в советские времена украинское информационное пространство полностью определялось Гостелерадио СССР. В первые годы независимости также был жесткий диктат киевских центральных телеканалов.
Сегодня же в Киеве, кроме первого государственного телеканала, работают частные - студия "1+1", "Интер", всего около десяти. В то же время появилось большое количество региональных, коммерческих телекомпаний. Например, в Одессе общенациональные каналы в рейтингах популярности лишь на пятом-шестом месте. Людям нравится смотреть свои, местные новости. Впрочем, это общая тенденция для всего мира.
Кроме того, в последнее время активно развивается кабельное телевидение, появилось много кабельных операторов.
- Что представляет собой возглавляемый вами телеканал?
- "Национальная телекомпания Украины" - государственное предприятие. На 70% мы финансируемся из госбюджета, остальное зарабатываем сами. Украинское телевидение сегодня очень активно работает в европейских структурах. Мы является членом Евровидения.
В нашей компании идет процесс создания общественного телевидения. Скажу больше, по существу, мы являемся каналом общественного телевещания. Каноны общественного вещания определены давно. Например, в 19 часов можно продемонстрировать сказку для детей, но можно и боевик. Если бы я был руководителем коммерческого телеканала, в телесетке был бы боевик, но для общественного телевидения по понятным причинам важна детская передача. У нас много просветительских, учебных программ. Само собой разумеется, во время демонстрации этих программ рекламы нет.
- По каким принципам вы формируете информационные программы?
- Информационные программы во всем мире строятся по принципу информационности. Наш телеканал строит свою работу в соответствии с законом и освещает деятельность органов государственной власти и институтов самоуправления. Естественно, что на гостелевидении больше официальной информации. Но кроме нас эту информацию больше никто не дает, она значима и важна для всех слоев населения.
- Оказывает ли влияние администрация президента на содержание информационных программ?
- Администрация президента никогда не навязывает мне, что и как освещать. Президентская администрация информирует меня, как руководителя телеканала, об указах, изданных президентом Украины, пресс-служба президента информирует нас о деятельности Леонида Кучмы. Диктата со стороны администрации президента я не испытываю. В то же время хочу подчеркнуть, что полтора года я испытывал диктат со стороны премьер-министра Виктора Ющенко, который пытался улучшить свой политический имидж, используя возможности первого национального телеканала.
- Виктор Ющенко часто выступал по национальному телевидению?
- Почти каждый день. Деятельность премьер-министра мы должны согласно закону освещать, но конфликт между мною и экс-премьером заключался в том, что он вошел с ходатайством к президенту об отстранении меня от работы за то, что я, как руководитель своей аналитической программы, даю свои оценки фактам и делаю выводы, которые ему не нравились. Ему не нравилось, что я говорил о том, что он занимается своим политическим имиджем на телевидении, что он в своей деятельности опирается на те силы, которые мне лично чужды. Я не приемлю свастику, мне чужды лозунги: "Украина для украинцев!" или, например: "Иуды и москали - руки прочь от нашего Ющенко!". Когда я увидел, что Виктор Андреевич Ющенко, с которым меня связывают давние, хорошие отношения, начал опираться в своей деятельности на экстремистские и одиозные политические силы, я стал об этом прямо говорить в эфире.
- Но ведь есть масса социологических исследований, свидетельствующих о том, что Виктор Ющенко имеет высокий рейтинг, авторитет среди избирателей Украины. То есть его поддерживают не только те политические силы, о которых вы говорите.
- Феномен Ющенко заключается в том, что он первым среди украинских руководителей заставил всех раскручивать свой политический имидж. Очень многие на Украине связывают все положительные изменения в украинской экономике с именем премьера, а не с главой государства. Хотя именно президент проводит экономический курс, который сегодня дал положительные результаты.
- Леонида Кучму называют врагом прессы, врагом свободы слова. Как бы вы прокомментировали такое мнение?
- Я всегда сравниваю журналистику, в которой я работал многие годы в советские времена, когда я был заместителем главного редактора газеты "Комсомольское знамя", с нынешними обстоятельствами. Газета занимала явно антикоммунистические позиции, и некоторые товарищи мне угрожали тюрьмой и Сибирью. Теперь они все в оппозиции к президенту и постоянно говорят о свободе слова. Но неужели же Александр Мороз, бывший секретарь райкома, будет меня учить свободе слова?!
- И все-таки какова ваша собственная оценка свободы слова на Украине?
- На Украине существует свобода слова, более того, она часто выходит за рамки приличия. То, что и как пишут о президенте, - это нарушение всяких норм и законов. Леонид Кучма очень терпимо относится к критике в свой адрес. Другая сторона проблемы в том, что есть свобода слова, но нет свободы прессы. Сегодня многое зависит от денег, от конкретных инвесторов, которые также участвуют в политической жизни страны. На Украине нет газет, которые являлись бы прибыльными предприятиями, и этим многое объясняется.
- Вы можете сравнить российское и украинское телевидение. Конкурирует ли оно между собой? Выйдет ли украинское телевидение на российский рекламный рынок?
- В России огромные возможности и несравнимые с Украиной мощности. Но украинское телевидение - это молодое, растущее телевидение. Тон задают молодые сотрудники. Это незашоренное поколение, со своими взглядами на многие политические и нравственные проблемы. Украинское телевидение значительно моложе российского.
- А когда на российский телевизионный рынок придет украинская реклама, украинские программы? Ведь товарооборот между Россией и Украиной равен почти девяти миллиардам долларов, он информационно должен быть обеспечен.
- Украинской телевизионной рекламе идти на российский телевизионный рынок невыгодно, он для нас не является приоритетным. Для нас лучший телевизионный рынок - в Европе. В России нет рекламных пакетов, ни одна российская фирма не может мне предложить рекламный пакет, который бы меня заинтересовал.