0
35160
Газета СНГ Интернет-версия

23.06.2001 00:00:00

Ислам в Казахстане: правда и вымыслы

Валентин Комаев

Об авторе: Валентин Сергеевич Комаев - старший научный сотрудник Института изучения Кавказа и Центральной Азии.

Тэги: казахстан, ислам, радикализм


казахстан, ислам, радикализм

В российской и западной прессе в последнее время активно разрабатывается тема нарастающей угрозы исламского фундаментализма в Центральной Азии. Казахстан - крупнейшая страна региона, вышедшая из недр бывшего Союза, не остается вне поля зрения журналистов и аналитиков, интересующихся данной проблемой.

Даже непродолжительное знакомство с Казахстаном убеждает в том, что существующая ситуация с исламом, так же как и с религией в целом, здесь имеет свои особенности и специфику. И они таковы, что объективно исключают возможность не только радикальной исламизации, но и укоренения религиозного фундаментализма любого толка.

Во-первых, история проникновения и распространения ислама в Казахстане такова, что "ислам по-казахски" никогда не был "чистым", а представлял собой смесь ислама и местных языческих религий. На территорию Средней Азии и Казахстана ислам начинает проникать во второй половине VII века, в период правления первого омейядского халифа Муавии Ибн-Суфьяна. Процесс его установления в Казахстане был длительным и сложным, занял несколько веков. И хотя мусульманство стало, по сути дела, единственной религией казахов, оно не носит здесь резко выраженного ортодоксального характера.

Религиозные традиции тесно переплетаются с национально-бытовыми, а в последних до сих пор сохраняются весьма живучие черты прежних верований: шаманизма и тенгрианства, своеобразных течений пантеизма, для которых было характерно поклонение Богу-Солнцу и Богу-Небу.

Кроме того, по определенным историческим причинам в Казахстане преобладает умеренный ислам суннитского толка (шииты в республике представлены в основном азербайджанцами, чеченцами и ингушами). Для суннизма ханафитского масхаба, ведущего течения ислама в Казахстане, характерна терпимость к инакомыслящим, использование местного обычного права, применением в правовых вопросах свободного индивидуального суждения и суждения по аналогии. Такое отношение исключает всякий догматизм. Казахам всегда были чужды политизация ислама, противостояние светской власти и религиозной элиты, нетерпимость к иноверцам, религиозный фанатизм или ценности теократического государства.

За последнее десятилетие эти исторические предпосылки подкрепляются в республике взвешенной государственной политикой в области межконфессиональных отношений, которая формирует устойчивый иммунитет общественного сознания к радикализму.

Основа этой политики - либеральное законодательство, веротерпимость и плюрализм. В Конституции страны закреплены светский характер государства, гарантии прав граждан на свободу совести, отсутствие протекционизма в отношении какой бы то ни было религии, толерантное отношение ко всем конфессиям.

В реальной политической практике президент страны Нурсултан Назарбаев, руководство Казахстана всегда исходили из того, что светское демократическое государство с многонациональным, а значит, многоконфеcсиональным составом, не должно допускать привилегий какой-либо одной религии. Но при этом оно не должно забывать об исторически сложившихся основных конфессиях и быть заинтересованным в сохранении межконфессионального баланса.

Отношения в религиозной сфере регулируются Законом "О свободе вероисповедания и религиозных объединениях" 1992 года, который, по оценкам специалистов, в полной мере соответствует международным стандартам. Очевидно, что за годы глубоких демократических реформ в Казахстане произошли значительные количественные и качественные изменения и в религиозной структуре страны. Достаточно сказать, что сейчас в Казахстане действуют 2192 религиозных объединения, представляющих 46 конфессий и деноминаций. По числу верующих традиционно лидируют религиозные объединения мусульман и православных христиан, в которые входят 95% верующих казахстанцев.

Наряду с традиционными конфессиями активную деятельность в республике осуществляют религиозные объединения нетрадиционных конфессий и новообразований, 246 иностранных миссионеров.

Практически деятельность религиозных конфессий в стране - важный фактор, уникальный механизм сохранения и укрепления внутриполитической стабильности и гражданского мира.

О приоритетности этого фактора в государственной политике говорит и постоянное внимание главы государства к религиозной ситуации в стране, нуждам верующих, создание при правительстве Казахстана Совета по связям с религиозными объединениями, имеющего структурные подразделения во всех регионах страны.

Для более полного законодательного обеспечения этой сферы, урегулирования явлений, не предусмотренных законом 1992 года, сейчас в Казахстане подготовлен законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам свободы вероисповедания". Документ вызвал большой интерес в обществе, получил широкий резонанс в среде верующих различных вероисповеданий. Свои предложения в проект, подписанные 54 лидерами религиозных центров и объединений, внесла и Ассоциация религиозных объединений Казахстана (АРОК).

Суть поправок проста. Вводится новая норма, которая гласит, что "деятельность иностранных религиозных объединений на территории республики, а также назначение иностранными религиозными центрами руководителей религиозных объединений в республике осуществляются по согласованию с соответствующими государственными органами республики". Кроме того, в закон вносятся нормы о запрещении в Казахстане деятельности экстремистских религиозных объединений, обязательном лицензировании деятельности религиозных учебных заведений.

Несомненно, что введение поправок - еще одна правовая гарантия исключения вероятности распространения не только исламского фундаментализма, но и любых религиозных идей экстремистского толка.

Если вернуться к истории возрождения ислама в Казахстане, то началом ее можно считать 1990 год, когда было образовано Духовное управление мусульман. До этого общины подчинялись Духовному управлению мусульман Средней Азии и Казахстана. С этого времени началось возвращение верующим мечетей, их восстановление и строительство новых, открытие исламских духовных школ. В частности, в Алма-Ате в 1999 году открыта новая Центральная мечеть вместимостью свыше 3 тысяч человек - одна из крупнейших в СНГ.

На сегодня количество мусульманских религиозных объединений в стране составляет 1313, действуют более 5 тысяч мечетей. По данным Духовного управления мусульман, в республике насчитывается около 11 млн. мусульман, представляющих 24 национальности.

Возглавляет Духовное управление главный муфтий Абсаттар кажы Дербисалы, известный ученый-исламист, профессор. На прошедшей в Сараево 4-й Международной конференции евразийской исламской шуры он был избран первым заместителем председателя этой организации.

Основные направления деятельности мусульманских религиозных организаций страны: духовное воспитание, благотворительность, просветительство.

В республике функционируют около 20 медресе, к наиболее крупным из которых относятся медресе в городах Алма-Ате, Атырау, Талгар, Тараз, Джезказган. В международных казахско-арабском и казахско-кувейтском университетах в Чимкенте есть факультеты "Арабский язык и религиоведение". Кадры специалистов-религиоведов готовит также Казахско-турецкий университет имени Х.Яссауи в городе Туркестан и Исламский институт в Алма-Ате.

Духовное управление с 1977 года выпускает ежемесячный журнал "Мир ислама", газету, духовную литературу.

С каждым годом увеличивается число казахстанских паломников, совершающих хадж. В нынешнем году паломничество совершили около 500 граждан Казахстана.

Событием, получившим позитивный общественный резонанс и имевшим большое просветительское значение, стала организация общенациональным телеканалом "Казахстан-1" совместно с Духовным управлением мусульман Казахстана в месяц Рамадан телепередачи, длившейся всю священную ночь.

Участие во всех благотворительных акциях органов власти; организация пожертвований, бесплатных обедов для малоимущих, детей и престарелых; раздача продуктовых и вещевых наборов; тысячи встреч и бесед по вопросам духовности и нравственности - это обычная практика мусульманских религиозных объединений.

Для предотвращения проявлений экстремизма местные органы власти осуществляют постоянный мониторинг всех исламских религиозных объединений. Особое внимание уделяется религиозным объединениям со смешанным национальным составом или целиком состоящим из национальных меньшинств. Повышенное внимание уделяется анализу работы религиозных объединений с молодежью и деятельности духовных учебных заведений. Так, например, за несоответствие требованиям законодательства были закрыты медресе в Мерке Джамбульской области, не выданы лицензии медресе Чимкента и Сары-Агаша.

Вместе с тем основным принципом работы органов власти с религиозными объединениями являются толерантность, убеждение в гуманистическом характере проводимой политики, укрепление в общественном сознании абсолютной ценности гражданского мира и межконфессионального согласия.

Свидетельством этого являются результаты длившегося 3,5 месяца в Чимкенте Южно-Казахстанской области судебного процесса в отношении четырех участников экстремистской организации "Хизб-ут-Тахрир", которых задержали осенью 2000 года в городе Туркестан, накануне 1500-летнего юбилея древнего города.

Органы Комитета национальной безопасности обнаружили у них религиозную литературу, содержащую призывы к насильственному свержению государственного строя, оружие, наркотики. Подсудимые были признаны виновными в причастности к организации попытки насильственного свержения государственного строя республики и приговорены к различным срокам заключения, но были освобождены по амнистии в связи с 10-летием независимости страны.

Четвертая и, пожалуй, одна из важнейших причин того, что распространение исламского фундаментализма Казахстану серьезно не угрожает, - отсутствие для него широкой социальной базы, устойчивое социально-экономическое положение страны. Ведь не случайно исламский радикализм называют "идеологией отчаяния".

Опасности радикальной исламизации Казахстан противопоставляет самое эффективное средство - отсутствие социальных кризисов, достойную жизнь казахстанцев.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
488
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
531
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
764
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
631

Другие новости