0
996
Газета СНГ Интернет-версия

29.03.2001 00:00:00

Алиев окончательно определился?

Тэги: азербайджан, алиев, база, нато


Министр иностранных дел Азербайджана Вилаят Гулиев в очередной раз заявил о желательности размещения в этой южнокавказской стране военных баз Турции или НАТО. Подобная необходимость, полагает глава азербайджанского внешнеполитического ведомства, диктуется соображениями национальной безопасности. В Баку считают, что размещенные в настоящее время в регионе военные базы угрожают территориальной целостности Азербайджана, в связи с чем страна должна "подумать об усилении собственной безопасности". Вероятно, излишне напоминать, что в данном контексте речь идет о российских воинских контингентах, дислоцированных в Армении и Грузии. По мнению г-на Гулиева, базы НАТО (или Турции, что в принципе одно и то же) способны "создать баланс сил в регионе", и "Азербайджан должен предпринять шаги в этом направлении".

Поскольку Вилаят Гулиев отнюдь не впервые высказывает подобную точку зрения, его заявление нельзя назвать сенсационным. Однако достаточно неожиданно аналогичный подход продемонстрировал и президент Гейдар Алиев, причем сделал это с несвойственной ему прямолинейностью. В ходе недавнего визита в Баку заместителя командующего вооруженными силами США в Европе генерала Карлтона Фулфорда Гейдар Алиев сказал, что назрела необходимость обсудить вопрос о размещении на Кавказе военных баз НАТО. По словам азербайджанского руководителя, это "могло бы утихомирить государства, пытающиеся дестабилизировать обстановку в регионе". Разумеется, президент Алиев имел в виду Армению. Впрочем, учитывая позицию министра иностранных дел Азербайджана, косвенным образом этот "камень" был нацелен и в российский "огород".

Заявление президента Алиева не только многозначительно, но и многозначно. Во-первых, его слова означают, что официальный Баку уже не возлагает серьезных надежд на успех миротворчества в Карабахе и уж, во всяком случае, не связывает их с посреднической деятельностью Минской группы ОБСЕ. Более того, это можно трактовать как продолжение темы о "желательности" разрешения противостояния военным путем, о чем также в Баку в последнее время стали говорить достаточно часто и вполне открыто. Во-вторых, азербайджанский руководитель вполне ясно дал понять, что надежды на сближение Москвы и Баку, возникшие у российской стороны после визита в Азербайджан президента Владимира Путина, по крайней мере преждевременны.

Достаточно симптоматичен и тот факт, что американский генерал довольно благосклонно воспринял идею своего собеседника, отметив, что "над этим стоит подумать". Напомним, что до настоящего времени аналогичные высказывания менее высокопоставленных азербайджанских политиков удостаивались весьма прохладной реакции со стороны представителей НАТО. Очевидно, что на позиции генерала Фулфорда сказались коллизии, возникшие в последнее время в российско-американских взаимоотношениях.

Высказывания Гейдара Алиева и позитивная реакция его американского собеседника выглядят особенно скандально на фоне сложной ситуации, сложившейся вокруг российских военных баз в Грузии. Несмотря на принципиальную договоренность о выводе российского военного контингента из этой страны, судьба баз, дислоцированных в Батуми и Ахалкалаки, продолжает оставаться неопределенной. Недавние переговоры в Москве вокруг этой проблемы вновь оказались безрезультатными. Грузинская сторона настаивает, что вывод должен быть осуществлен в течение трех лет, между тем как Россия настаивает на сроке в пять раз большем. В любом случае возникает впечатление, что теперь уже не только Грузия, но и Азербайджан рассматривают перспективы региона через призму не столько нейтралитета и строительства "общего кавказского дома", сколько, в первую очередь, смены вектора иностранного военного присутствия.

Легко догадаться, насколько негативный резонанс могли вызвать в Москве заявления Гейдара Алиева, которые, по существу, стали свидетельством провала деятельности российской дипломатии на азербайджанском направлении. Косвенным образом о реакции Кремля можно судить по поспешному заявлению сына президента Алиева, Ильхама. Доселе всегда не только абсолютно лояльный, но и по-восточному почтительный в отношении отца и руководителя государства, на сей раз Ильхам Алиев фактически полностью дезавуировал слова президента. В частности, Алиев-младший заявил, что лично он "категорически против иностранного военного присутствия в Азербайджане", более того - одобряет "намерения Москвы активизировать свою роль в регионе".

Впрочем, все это вряд ли является свидетельством "скандала в благородном семействе". Скорее всего таким образом сам Гейдар Алиев пытается приуменьшить шокирующее впечатление, порожденное в Москве его словами. Не исключено также, что беспрецедентная "самостоятельность" и "критичность" Ильхама Алиева, рассматриваемого, как известно, в качестве преемника действующего президента, должна стать для Кремля доказательством в целом лояльного отношения Алиева-младшего в отношении России и ее интересов в регионе. Ведь в противном случае Москва сделает все от себя зависящее, чтобы в момент смены власти в Азербайджане не допустить ее сохранения в руках алиевского клана.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
721
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
832
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1187
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
947

Другие новости