0
913
Газета СНГ Интернет-версия

13.02.2001 00:00:00

Переориентация конфликтов

Тэги: Кавказ, Турция, Азербайджан


ЗАКОН сохранения энергии может сыграть злую шутку с Южно-Кавказским регионом, в очередной раз доказав, что конфликтогенность геополитических процессов в Закавказье имеет постоянную величину, которую, к сожалению, практически невозможно нейтрализовать.

Складывающуюся ныне ситуацию в регионе Большого Кавказа, где по-прежнему противостоят друг другу интересы трех региональных "тяжеловесов" - России, Турции и Ирана, можно охарактеризовать параллельным развитием двух разнонаправленных и одновременно взаимосвязанных процессов: снижением напряженности в армяно-азербайджанском противостоянии и общерегиональным усилением националистических элементов. Последнее обстоятельство, по убеждению большинства экспертов, на данном этапе, в частности, обусловлено так называемым "турецком фактором", а именно - чувством "национальной ущемленности", которое ныне преобладает в современном турецком обществе и практически форсируется находящимися у власти в этой стране силами.

Возникновение этого явления обусловлено целым комплексом причин, в числе которых прежде всего следует отметить фактический провал политики полноценного интегрирования Турции в Европу и очевидную девальвацию идеи установления турецкого доминирования в тюркоязычных республиках бывшего СССР. Как отмечают сегодня публицисты в Анкаре, Турецкая Республика вопреки обещаниям политиков и ожиданиям общества оказалась в отчужденном состоянии - она не сумела войти в "Европейскую семью" (которую в Турции все чаще называют "закрытым христианским клубом") и не смогла стать "собирательницей тюркских земель". Такой результат, естественно, привел к одновременному поражению представляющих альтернативу друг другу проевропейски и националистически настроенных сил, что, в свою очередь, ознаменовалось коллапсом национальной и политической идентичности современной Турции. Ситуация усугубилась еще и в связи с тем, что с политического Олимпа страны ушла яркая фигура безусловно талантливого политика, экс-президента Сулеймана Демиреля, который пользовался немалым международным авторитетом. Нынешнего главу турецкого государства, бывшего председателя Конституционного суда Ахмеда Сезера, как в самой Турции, так и за ее пределами продолжают считать "технократом", обвиняя его в отсутствии политических инициатив внутренней и региональной "направленности". Оппоненты действующего президента ставят ему в упрек и то обстоятельство, что именно в период его правления Европу охватила волна международного признания геноцида армян 1915 года, апогеем которого стало подписание президентом Франции Жаком Шираком принятой обеими палатами французского парламента "Армянской резолюции". Нельзя не признать, что это обстоятельство в действительности крайне осложнило положение официальной Анкары, агрессивная реакция которой привела не только к резкому ухудшению турецко-французских и турецко-европейских взаимоотношений, но и заставила политический истеблишмент страны критически переоценить реальное положение Турции в регионе и в мире.

Явно недовольная решением президента Азербайджана Гейдара Алиева провести во Франции серию переговоров с французским и армянским президентами Анкара устроила весьма помпезный прием главе другой закавказской республики - Грузии. Турецкая сторона попыталась выжать максимальную выгоду из визита Эдуарда Шеварднадзе в Анкару, ставя во главу угла задачу реанимации и укрепления имиджа Турции как важного геополитического фактора в регионе Большого Кавказа. "Проблемы безопасности Грузии - это и наши проблемы", - заявил в ходе встречи с грузинским лидером глава правительства Турции Бюллент Эджевит. Кстати, заявление турецкого премьера о стратегическом характере расширяемого партнерства между Анкарой и Тбилиси было интерпретировано большинством местных СМИ как "намерение Турции создать региональную контрось действующему в Закавказье российско-армянскому геополитическому союзу". Симптоматично, что в ходе анкарских переговоров Шеварднадзе постоянно всплывал и нагнетался фактор явной напряженности в грузино-российских и армяно-турецких отношениях. Особенно провокационным было сделанное при встрече с президентом Грузии заявление директора Института внешней политики Турции Сейфи Тащана. Согласно сообщениям турецких СМИ, Тащан, под руководством которого находится этот авторитетный в стране "мозговой центр" формирования внешней политики, открыто заявил о стремлении Анкары придать антиармянскую направленность турецко-грузинскому взаимодействию. "На региональном уровне Турция нуждается в поддержке Грузии против Армении", - подчеркнул Тащан, заявление которого, как и следовало ожидать, вызвало крайне негативный резонанс в Ереване и реанимировало мнения о существовании реальных угроз безопасности армянского населения грузинского региона Самцхе-Джавахети. Принимая во внимание очевидную взрывоопасность сложившейся ситуации и возможность появления новых провокаций, официальный Ереван был вынужден выступить со специальным заявлением. Согласно сообщению армянских СМИ, пресс-секретарь президента Армении Ваге Габриелян, в частности, отметил, что "высказывания некоторых политических сил республики о необходимости предоставления статуса самоуправления грузинской области Самцхе-Джавахети, населенной преимущественно этническими армянами, отражают их частное мнение и не имеют ничего общего с политикой официального Еревана". Габриелян подчеркнул, что "решение административно-организационных вопросов является внутренним делом каждой страны". Однако считать проблему на этом исчерпанной по меньшей мере наивно. Весьма логичным в этом свете было бы "встречное" заявление грузинской стороны, которая пока никак не отреагировала на слова директора Института внешней политики Турции, сказанные, кстати, в присутствии Эдуарда Шеварднадзе.

Следует отметить, что в нынешнем году ожидается серия весьма важных визитов представителей официального Тбилиси в Ереван. Очевидно, что вполне реальная угроза усиления националистических элементов в регионе никак не может содействовать позитивному характеру армяно-грузинских отношений. Последние, как неоднократно отмечали и Ереван, и Тбилиси, сегодня являются одним из важнейших столпов сохранения хрупкого мира в Закавказье. Этот фактор становится еще более значимым в свете последних заявлений президентов Армении и Азербайджана (равно как и международных посредников по урегулированию карабахско-азербайджанского конфликта) о готовности сторон прийти в обозримом будущем к взаимоприемлемому решению многолетней проблемы. Насколько реальны подобные прогнозы - отдельный вопрос, однако бесспорно, что в случае возникновения нового очага межэтнической напряженности единственное, что может быть достигнуто в Закавказье, - это своеобразная переориентация конфликтов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
1060
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
1268
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1725
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1420

Другие новости