В зависимости от своих политических симпатий и антипатий украинские журналисты называют это дело то ли "Кучмагейтом", то ли "Морозгейтом". Имеется в виду история с аудиокассетой, на которой записаны голоса, похожие на голоса президента, главы его администрации Владимира Литвина, министра внутренних дел Юрия Кравченко и еще кого-то. На кассете некто, чей голос похож на голос президента, прелагает своим собеседникам убрать "оборзевшего" журналиста Георгия Гонгадзе куда-нибудь подальше - то ли в Грузию, то ли в Чечню. Всего записано 11 разговоров. Первые записи сделаны вроде бы в мае-июне, последние, похоже, - в октябре-ноябре. А 16 сентября Гонгадзе исчез. Что с ним, до сих пор неизвестно. Найденное в начале ноября под Киевом обезглавленное тело окончательно еще не идентифицировано, хотя, как сказал 10 января, выступая в Верховной Раде, генпрокурор Потебенько, данные генетической экспертизы дают основания утверждать, что на 99,6% это труп Гонгадзе.
Злополучную аудиокассету каким-то образом получил наш "главный оппозиционер" - социалист Александр Мороз - от сбежавшего на Запад сотрудника президентской охраны майора Николая Мельниченко. Он дал прослушать кассету депутатам парламента и журналистам и обвинил Кучму, Кравченко и Литвина в совершении тяжкого преступления. Разразился политический скандал - самый громкий, пожалуй, за все годы независимости Украины. Потом несколько оппозиционных депутатов подбросили в костер дровишек: привезли из-за границы еще и видеокассету с записью интервью, которое они взяли у Мельниченко где-то на Западе. Большинство политиков как в парламенте, так и вне его стен разделились на группы. На центральной площади Киева разбили палатки противники и сторонники Кучмы. Оттуда ежедневно массовые шествия направлялись к парламенту, Кабмину и президентской администрации. В связи с новогодними праздниками сделан вынужденный перерыв и появилось время для того, чтобы проанализировать случившееся.
ДОМАШНИЕ РАЗРАБОТКИ
Лидерами движения "Украина без Кучмы" стали люди самых разных взглядов - левый социалист Александр Мороз, бывший политзаключенный и радикальный националист Левко Лукьяненко, экс-министр юстиции Сергей Головатый, а самую активную его часть составили полуфашисты из УНСО. Имена Мороза и Кучмы, конечно же, доминировали, но все же в название всего этого дела лучше, думаю, включить не имя одного из противоборствующих персонажей, а место действия - и тогда получится "Киевгейт". Нейтральная позиция предпочтительнее прежде всего потому, что принять чью-либо сторону в этом конфликте порядочному человеку никак невозможно. Уж больно непривлекательно выглядят все его участники.
Те, кто хорошо знаком со стилем работы президентской команды, единодушны в одном: независимо от того, подлинной или фальшивой является кассета, о которой идет речь, общее отношение нашего президента к свободной прессе там передано верно. Также верно и то, что беседы лидера демократического государства с руководителями высших государственных структур (в реальной жизни, а не только на кассете) слишком похожи на типичный разговор советского номенклатурщика с полностью зависимыми от него подчиненными. Понятно, сказывается директорское прошлое Леонида Кучмы, но ведь в президентском кресле он сидит далеко не первый год - пора бы изменить стиль общения со своим ближайшим окружением, пора бы убедиться, что в интересах страны и, между прочим, в его личных интересах выгодно иметь помощников, чье достоинство нельзя унижать. А их способностью иметь твердые убеждения и не бояться возражать президенту следует дорожить особо. Ведь только в этом случае существенно уменьшится число президентских ошибок, да и с прессой, кстати, отношения будут куда спокойнее.
Что же касается главного социалиста Александра Мороза и его коллег по лево-правой оппозиции, то те просто купаются в грязи. Хотя и делают вид, что их одежды белым-белы. Вся их аргументация построена на данных незаконной "подслушки" разговоров в кабинете главы украинского государства, на показаниях бывшего майора СБУ Николая Мельниченко, который со своими кассетами спрятался (точнее, был спрятан) далеко за пределами Украины. А на кассетах, судя по всему, секретные и даже сверхсекретные разговоры на самом высоком (в том числе и межгосударственном!) уровне. Поскольку использование этих записей спецслужбами иностранных держав может нанести ощутимый урон нашей стране, а Мельниченко сейчас находится в полном распоряжении этих спецслужб, можно в данном случае говорить о предательстве государственных интересов Украины. Ура-патриоты из левого и правого лагерей обо всем этом наверняка знают (ведь где-то на Западе они с ним встречаются) и все же пытаются добиться своих личных и партийных целей при помощи преступных деяний откровенного предателя.
И все же скорее всего Мороз, Головатый и К╟ - лишь карты в чужой игре. В том, что у операции есть свои режиссер и достаточно серьезный продюсер, вряд ли кто на Украине сомневается. Очень трудно поверить Мельниченко, уверяющему нас, будто записи велись (в течение как минимум нескольких месяцев!) при помощи обычного цифрового диктофона, спрятанного в кабинете Кучмы под диваном. Особенно если знаешь, что кабинет этот ежедневно прочесывается сотрудниками сразу нескольких охранных ведомств. Скорее всего записывали (если это, конечно, не блеф) из пункта, находящегося вне постоянного контроля СБУ. А для этого необходимы дорогая аппаратура и хорошие специалисты, способные квалифицированно отсекать посторонние шумы, расшифровывать записи. Все это не под силу одному человеку. Нужны и деньги, причем немалые. Безусловно, на Украине есть много людей, готовых заплатить большие деньги за дискредитацию Леонида Кучмы и тех, кто его окружает. Кстати, в этом конфликте, как оказалось, не две стороны (Мороз с союзниками и окружающая Кучму номенклатура), а несколько больше. Особую позицию заняли премьер-министр Виктор Ющенко, спикер Верховной Рады Иван Плющ и большинство олигархов, пытающихся поймать золотую рыбку в мутной воде конфликта. Олигархи вроде бы и не против самого президента, но вот близких ему силовиков - прежде всего Юрия Кравченко и главу СБУ Леонида Деркача - очень хотели бы под шумок убрать. Чтобы самим приблизиться к Кучме и, возможно, стать его наследниками. Вице-спикер и лидер объединенных социал-демократов Виктор Медведчук наверняка об этом подумывает. Да и Александр Волков, который совсем еще недавно был правой рукой президента, а сейчас оттеснен от трона, не прочь пощипать своих соперников - команду "Трудовой У краины" во главе с сыном главы СБУ Андреем Деркачом. Совсем не случайно как раз в разгар кризиса он заявил о вероятном альянсе его партии "Демократический союз" с СДПУ(о) Медведчука.
В общем, конфликт устраивает многих, но больше всех, конечно, в нем заинтересована вице-премьер Юлия Тимошенко. Над нею давно уже по воле президента висит дамоклов меч будущей расправы за грехи ее не очень честной фирмы - ЕЭСУ. Положение у нее отчаянное: муж и ближайшие соратники уже в тюрьме, а она может там оказаться в любой момент - как только уйдет из правительства. Ясно, что Тимошенко не пожалела бы никаких денег (а у нее их много), лишь бы отправить в отставку Кучму - для нее это единственное спасение. Но вот чего она никак не способна сделать, так это обеспечить исполнителю (главному ли, подставному - неважно) надежное убежище в одном из западных государств. А Мельниченко между тем такое убежище имеет. Не особо даже прячется - депутаты-оппозиционеры, постоянно сопровождаемые за границей (по их же собственным заявлениям) людьми из украинской охранки, его, когда надо, легко находят. А вот для служб Деркача или Кравченко он почему-то недоступен. Не удается им его заполучить, хотя по логике вещей очень они должны этого хотеть.
ГДЕ СОБАКА ЗАРЫТА?
Самое главное, думаю, не проблема подлинности кассеты, а ответ на вопрос: "В какой стране и под охраной каких структур находится сейчас Николай Мельниченко?" Скорее всего наши эсбэушники не могут взять Мельниченко потому, что охраняют его спецслужбы сил, имеющих в Европе легальный статус и широкие возможности.
Силы эти - внешние по отношению к Украине. Теоретически можно говорить о двух силовых центрах, желающих как-то влиять на события на Украине. Это - Россия и Запад. России дискредитация Кучмы никак не выгодна. Особенно теперь, когда в значительной мере по его инициативе начинается период сближения между нашими странами; когда отправлен президентом в отставку главный сторонник проамериканского и пронатовского курса министр иностранных дел Борис Тарасюк; когда российский капитал, слегка оправившись от кризиса 1998 г., начинает экспансию на Украину, что, в общем-то, устраивает Кучму и его команду. К тому же 7-8 месяцев назад, когда начиналась операция, России было вовсе не до Украины - только-только стал президентом Владимир Путин, в госструктурах, в том числе в разведорганах и ФСБ, ожидались перемены, какие-либо стратегические планы в отношении Украины еще не разрабатывались. Нет стратегии - какая может быть тактика? Иными словами, зачем все это России? В украинском истеблишменте, особенно в среде политологов и политических обозревателей, всегда, правда, хватало русофобов, во всем готовых увидеть "руку Москвы". Вот и сейчас они предлагают свою версию происходящего. Москва хочет показать Кучме, что вокруг него полно врагов, готовых его закопать, а истинный друг у него только один - Россия. Так что, спеши, Кучма, превращайся в Лукашенко и следуй за Москвой. У нас на нюансы между Москвой и Минском внимания не обращают, всякий, кто хочет дружеских отношений с Россией, обязательно должен быть во всем похож на Лукашенко (так проще). Версия такая выдвигается. Причем совсем не плохими журналистами, но и они, и большинство тех, кто внимательно следит за событиями, на самом деле прекрасно понимают: организатор конфликта - спецслужбы Запада. Предпочитают публично об этом не говорить (очень уж грязно), но в частных беседах своего мнения не скрывают. "Ну да, Запад, Америка, так ведь на пользу Украине, а то получим украинского "бацьку", и демократию добьют окончательно!"
Что касается демократии, то у нас с нею и впрямь худо: на выборах нужных результатов добиваются при помощи "административного ресурса", больших денег и прямой фальсификации; украинские масс-медиа, особенно электронные, в жесткой зависимости либо от госноменклатуры, либо от олигархов, которым с этой номенклатурой ссориться не с руки (в случае, подобном нынешнему, могут лягнуть кое-кого из номенклатурщиков, но принципиально конфликтовать с властью не хотят, поскольку от нее зависят); о равноправии и говорить смешно. На Россию те, кто хотят демократических преобразований, ориентироваться не могут - она в этом вопросе недалеко от нас ушла. Все упования на Запад, да только беда в том, что этот самый Запад, во-первых, не очень-то спешит нам помочь, а во вторых, он сам неоднороден. Это у нас все в одном ряду: Совет Европы, Европейский союз, ОБСЕ, НАТО, США, а на самом Западе давно существует скрытый (в последнее время даже не очень) антагонизм между европейскими и евроатлантическими структурами, конкретнее - между Европой и США.
"...АМЕРИКА, АМЕРИКА!"
Европе создавать напряжение на Украине не резон. Добрые отношения между Украиной и Россией Европе не помеха, напротив - гарантия стабильности в соседнем регионе. Пускать Украину в ЕС, конечно, никто не собирается: там сейчас до смерти напуганы возможностью превращения "Европы пятнадцати" в "Европу двадцати семи", зачем же им еще нищая 50-миллионная Украина. Как написал недавно в своей книге о будущем ЕС экс-канцлер Германии Гельмут Шмидт, "три народа русского культурного круга должны сами определиться со своим будущим. Главы государства ЕС должны остерегаться непродуманных разговоров о вступлении в эту организацию, например, Украины..." Словом, повода что-то затевать в наших краях у Европы нет. А вот у Америки в отношении Украины планов предостаточно. И стратегических, и тактических.
О стратегии. Сегодня все прекрасно осознают, что основа политики США - желание быть единственным неоспоримым мировым лидером. И Соединенные Штаты активно пытаются воплотить в жизнь свои устремления. Не случайно Фрэнсис Фукуяма назвал нашу эпоху "эпохой глобального американского технологического господства". Сейчас у американцев, по сути, серьезных соперников нет. Но в ближайшее время они могут появиться. Кто - вполне понятно: объединенная Европа, экономический (и, возможно, политический) альянс государств Дальнего Востока, вчерашняя супердержава Россия и Китай. Опаснее всего для Америки сильный Евросоюз, установивший партнерские и дружеские отношения со странами Евразии (или, что практически то же самое, с СНГ). Раньше для демократической Европы сближение с СССР было исключено из-за наличия в этой стране тоталитарного режима. Страх перед агрессивной второй сверхдержавой оправдывал тогда необходимость укреплять НАТО и терпеть присутствие американских войск в Европе. Сейчас же в России режим хотя еще не демократический, но и не тоталитарно-коммунистический. К тому же в военном отношении Россия относительно слаба и для объединенной Европы - не угроза. Расширение контактов между странами Евросоюза и Евразии полезно для обеих сторон (и, кстати, для демократизации государств СНГ). Если лидеры Германии, Франции и других государств ЕС это осознают, ситуация не только в Европе, но и в мире скоро изменится. Вот что пишут по поводу намечающегося сближения между Россией и Германией политологи из Стретфордского исследовательского центра (Англия): "Если геополитическое партнерство между Германией и Россией окажется удачным, глобальный баланс сил в мире изменится. Ускорение интеграции России в Европу приведет к тому, что Германия, имея на своей стороне такого союзника, как Россия, станет лидером объединенной Европы. Такой ход событий приведет к значительному ослаблению влияния США на Европу..." И вряд ли "такой ход событий" устраивает американских ястребов вроде Збигнева Бжезинского. Чтобы этому помешать, они готовы пойти на многое. Можно, например, спровоцировать конфликт на Украине. Она самая крупная страна Евразии после РФ и к тому же находится как раз в пограничье между ЕС и Россией. А "геополитический вакуум между Европой и Россией", по словам того же Бжезинского, "опасен". Значит, нужно перетянуть Украину на свою сторону. Принять в ЕС и НАТО никак нельзя - слишком большие расходы, а маленькую заварушку, способную мобилизовать антироссийские силы, устроить несложно.
Теперь о тактике. На Украине, как уже было сказано, немало так называемых западников, не чувствующих различия между ценностями европейскими и американскими. Еще больше здесь радикальных националистов, для которых главное - оттолкнуться от России. Есть и амбициозные политики, чьи сторонники на своих митингах вовсю обругивают и Америку, и Запад в целом, носят портреты Ленина и даже Сталина, некоторые готовы ради реализации своих амбиций заключить союз хоть с чертом. Есть радикальные полуфашистские группы, мечтающие о баррикадах в городе и о "войнах в толпе". И есть вполне респектабельный и, видимо, не коррумпированный премьер-министр Виктор Ющенко с женой - американской гражданкой и украинской националисткой. Наконец, есть насквозь погрязшая в коррупции олигархия и обладающая почти неограниченной властью, воспитанная в советских традициях госноменклатура, не пользующаяся особым доверием общества. А еще - конфликт между президентом и правительством. Если хорошенько замазать грязью президента и его ближайшее окружение, то Ющенко будет выглядеть едва ли не белым ангелом. Весьма лабильные и не имеющие никаких убеждений олигархи в этих условиях могут и переориентироваться. И тогда... Как максимум - импичмент и новый президент (известно, кто), как минимум - смена нескольких генералов-силовиков. У едва удержавшего власть Кучмы репутация будет настолько подмоченной, что он вряд ли рискнет настаивать на принятии решений, которые не будут устраивать организаторов всего этого дела. И вообще будет более податлив. Не забудем, что на кассетах наверняка есть материалы, касающиеся не только Гонгадзе.
Если эта версия верна, то Николай Мельниченко находится сейчас (или находился до самого последнего времени) на одной из баз в одном из разведцентров НАТО. И не так уж важно, в какой из европейских стран - Германии, Бельгии или Нидерландах - находится эта база. Важно, что командуют там американцы. Жаль, что европейцы смотрят на происходящее сквозь пальцы. Это не в их интересах, как и не в интересах украинской демократии.