- ЕВГЕНИЙ КИРИЛЛОВИЧ, можно предположить, что итоги переговоров президентов России и Украины в Сочи, последующие затем программные заявления Леонида Кучмы по развитию украинско-российских отношений, ваши активные контакты и рабочие встречи с Сергеем Ивановым, решения Совета безопасности РФ свидетельствуют о новом этапе в межгосударственных отношениях двух славянских стран?
- Думаю, что сегодня для многих на Украине и в России наступил момент откровения, политические элиты наших двух стран прощаются с комплексами "старшего и младшего брата", стереотипами, которые успели появиться за последние десять лет истории двух суверенных, независимых государств. В сентябре-октябре мы сделали важные шаги навстречу друг другу, придали российско-украинским межгосударственным отношениям новый, конструктивный импульс. Особо хочу подчеркнуть, что для Украины Россия по-прежнему остается великим соседом и стратегическим партнером.
В Киеве российское направление украинской внешней политики подкреплено многими решениями и указами президента, в том числе и по кадровым вопросам. Но, подчеркиваю, российский вектор нашей внешней политики, как стратегический, на уровне высшего руководства страны, всегда оставался неизменным, никогда не подвергался никаким сомнениям.
Правда, замечу, что иногда некоторые высокие чиновники позволяли себе вольно интерпретировать указания президента, но это было лишь частное мнение, а может быть, элементарное недомыслие. Я уже год работаю в должности секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины и был свидетелем, как президент Леонид Кучма возмущался некоторыми непродуманными шагами чиновников из Кабинета министров, Министерства иностранных дел в отношении сотрудничества с Россией.
- Можно надеяться, что в перспективе стабильность украинско-российских отношений будет определяться не политиками, а представителями деловых кругов наших стран?
- Вопрос не праздный, и вот почему. На Украине многие бизнесмены, предприниматели стали парламентариями и активно занимаются политической деятельностью. Они, как правило, являются сторонниками развития политических, экономических отношений между Украиной и Россией. Какая-то часть украинской политической элиты настороженно относится к России, считает ее внешнюю политику коварной, макиавеллистской. Следует помнить, что Украина - одна из самых больших европейских стран, у нас есть "политический" Восток, есть "политический" Запад. Традиционно восточные регионы были ориентированы на экономическое сотрудничество с российскими приграничными областями, там много связей с Россией на гуманитарном уровне, глубокие корни семейных, родственных отношений. Украинский политический Запад специфичен, не останавливаясь на хорошо знакомых каждому проблемах, хочу лишь заметить, что мы рассматриваем единство украинского общества в его национальном многообразии. Мы не скрываем наших внутренних проблем, но смею заметить, что Украина возрождается без крови и национальных конфликтов. Это в том числе заслуга и политического руководства страны.
- Многие в Киеве часто говорят, что надо освободиться от влияния Москвы, но, вероятно, следует считать, что наши страны взаимозависимы?
- Вы абсолютно правы! Тезис о взаимозависимости логичен и правильный. Мы не только соседи, но и партнеры. История распорядилась так, что экономическое развитие наших стран предопределено тем, насколько кооперативные связи, сотрудничество между предприятиями, которые в прошлом существовали как составляющие единого народно-хозяйственного комплекса, смогут работать, взаимодействовать, руководствуясь лишь взаимовыгодными интересами, получением прибыли, зарабатыванием денег, открытием новых рабочих мест.
Если где-то доминирует Россия - это данность, факт - на историю не обижаются. Но транзит российского газа в Европу зависит в том числе и от Украины, поэтому односторонней зависимости нет, наши отношения должны строиться на основе политики прагматизма, целесообразности.
- Законодатели согласились дать добро на приватизацию газотранспортной системы Украины?
- Это проблема не экономическая, это проблема ментальности молодой украинской элиты. Я еще в 1995 году пришел к выводу, что приватизация газотранспортной инфраструктуры Украины целесообразна с точки зрения государственных интересов. Я и сегодня стараюсь убедить многих здесь, в Киеве, что мы дождемся, когда будем танцевать и петь патриотические песни на пустой, ржавой газовой трубе. А сегодня я еще более убежден, что Россию необходимо заинтересовать участием в приватизации газовой трубы в любой приемлемой и взаимовыгодной форме. Я вспоминаю 1994 год. Харьков, переговоры с Виктором Черномырдиным по продаже бомбардировщиков Ту-160 и крейсера "Варяг", и помню, как украинская сторона не прислушалась к советам специалистов, а в результате потеряла многое.
- Евгений Кириллович, вы часто встречаетесь с секретарем Совета безопасности РФ Сергеем Ивановым, не могли бы вы подробнее рассказать о вашем сотрудничестве?
- После сочинских переговоров президентов наших стран мы в Москве дважды встречались с Сергеем Ивановым. В ближайшее время, видимо, в середине ноября, Сергей Борисович с рабочим визитом посетит Киев. Нам поставлена задача взять под особый контроль выполнение указаний президентов по активизации экономического, гуманитарного сотрудничества между нашими странами. Мы подписали протокол сотрудничества между Советом безопасности и обороны Украины и Советом безопасности РФ, разработали совместный план по контролю указаний президентов. Например, президенты дали задание обоим правительствам провести энергетический баланс двух стран.
- Сегодня много споров вокруг вопроса информационного обмена между нашими странами. Вам не кажется, что решение этой проблемы кем-то переносится в идеологическую плоскость?
В ближайшее время мы проведем специальное заседание Совета безопасности и обороны Украины по проблеме защиты информационного пространства Украины. Но, согласитесь, что такая формулировка проблемы условна, потому что закрытого информационного пространства Украины быть просто не может, есть мировое информационное пространство, частью которого является Украина. Президентом нашей страны поставлена задача - выйти на европейский цивилизованный уровень организации информационного обмена между Украиной и остальным миром. Мы прекрасно понимаем, что запретительные меры в информации наивны и безуспешны, Интернет никто не запретит. Государственная политика в области информации - это гарантии любому гражданину дать право выбора, на каком языке он желает эту информацию получать. У нас есть популярный на Украине телеканал "Интер". Так вот, в ближайшее время он будет работать на трех языках - украинском, русском и английском, то есть, на каком слушать и смотреть телепередачи, определит зритель. Наряду с государственными программами создания условий для функционирования и развития государственного языка мы пытаемся найти согласие в обществе по столь деликатной проблеме. Свобода информации ускорит создание гражданского общества, снимет проблемы провинциальности Украины, позволит приобщиться нашим гражданам к европейской и мировой информационной культуре. Деньги, как известно, текут к свободе, в том числе и информационной.
Киев