0
1599
Газета СНГ Интернет-версия

10.11.2000 00:00:00

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев считает, что у Евразийского экономического сообщества хорошие перспективы

Тэги: Казахстан, Назарбаев, СНГ


- НУРСУЛТАН АБИШЕВИЧ, произошли важные в жизни СНГ события. Подписан Договор об образовании Евразийского экономического сообщества, состоялись встреча глав государств - членов Договора о коллективной безопасности, визит президента России в Казахстан. Верите ли вы в то, что идея Евразийского союза, автором которой вы являетесь, обрела, так сказать, "второе дыхание"? Не уйдет ли весь интеграционный "пар" в "свисток", как, увы, частенько случалось раньше? Или же это была идея "на вырост" и сейчас как раз настало ее время?

- В 1994 году, выступая в МГУ, я выдвинул идею Евразийского союза. Хотя СНГ к тому времени существовало уже несколько лет, его нельзя было назвать эффективным в плане сотрудничества и интеграции. Было совершенно очевидно, что векторы развития новых независимых государств на постсоветском пространстве не просто направлены в разные стороны, но необратимо расходятся. Но еще можно было попытаться удержать "ядро" этого пространства. Мне казалось, что таким "ядром" могут стать Россия, Украина, Казахстан и Белоруссия. При этом я подчеркивал, что речь идет о разноскоростной, абсолютно добровольной интеграции. Вообще же я задумался о подобном союзе еще в конце 1990 года, во время съезда народных депутатов. Как-то вечером мы - лидеры четырех республик - собрались у нас в постпредстве. Все понимали, что страна разваливается, теряет управляемость. Предприятия останавливались. Дефицит всего, очереди. Обострялась конфронтация между Ельциным и Горбачевым. Как можно было сохранить Союз? Я, конечно, не имел в виду, что четырем республикам следует противопоставить себя остальным - нет, надо было просто твердо заявить о своем намерении сохранить общее государство. Россия, Украина, Казахстан, Белоруссия - это ведь почти 85% всей территории СССР и 90% его ресурсов! Но тогда не получилось...

- А разве можно утверждать, что потом, когда создали Таможенный союз, получилось? Статистика свидетельствует, что до нынешнего года товарооборот между государствами, входящими в "пятерку", сокращался, а таможенные барьеры между ними множились?

- С Таможенным союзом не получилось, точнее, получилось не так, как хотелось, потому, что идея не приобрела поддержки внутри самой России. Наверху тогда шли другие политические процессы, занимались другими проблемами. Когда я "пробивал" в 1996 году Евразийский союз, то был согласен, чтобы идею озвучил Ельцин. Но потом решили, чтобы не заговорили про российские имперские амбиции - мол, опять Россия всех "давит", - что предложу я. В итоге получился не Евразийский, а Таможенный союз между Россией, Казахстаном, Белоруссией. Потом к нам присоединились Киргизия и Таджикистан.

Не заработал же он по-настоящему потому, что интегрироваться в принципе могут страны, имеющие примерно одинаковые типы общественно-государственного устройства, примерно равный уровень экономических реформ. Разве может, допустим, интегрироваться монархия с парламентской демократической республикой? Конечно, право каждого лидера, каждой страны выбирать свой путь развития надо уважать. Но по жизни получается так, что успешно интегрируются страны, ориентированные не на противоположные, не на различные, а на схожие, общие ценности и подходы.

- И какими они, на ваш взгляд, должны быть для Евразийского сообщества в историческом, мировоззренческом плане?

- Я бы определил их в общих чертах как построение на постсоветском пространстве демократических обществ - естественно, с поправкой на реалии, сложившиеся в новых независимых государствах. Россия и Казахстан, кстати, двигаются именно в этом направлении. Все сходятся на том, что следующий век станет веком глобализации, мировой интеграции. Да, нам далеко не все нравится в западной демократии, в их образе жизни. Однако, как ни крути, а на сегодняшний день эта модель, эта форма управления обществом оказалась наиболее эффективной. Хотя бы потому, что выиграла в соревновании со всеми другими. Насколько длительным и эффективным будет ее доминирование в мире - другой вопрос. Но сегодня люди на Западе с экономической и политической точек зрения живут лучше, нежели где бы то ни было.

Поэтому - объективно - надо идти в ту сторону. Я не вижу другой альтернативы.

- Таким образом, получается, что новая организация - Евразийское экономическое сообщество - ставит перед собой уже не только экономические, но и идеологические (в плане приближения к традиционным западным ценностям) задачи?

- Не буду говорить обо всех участниках сообщества. По части реформ Казахстан и Россия идут примерно вровень. Причем кое-где Казахстан опережает. Это, кстати, признал во время визита Владимир Путин. Опережает не по факту развития, процветания, а по факту создания нормативной базы. Опираясь на эту нормативную, законодательную базу, мы сумели неплохо продвинуть реформы в области экономики. Казахстан - сегодня лидер в СНГ как по уровню зарплаты, так и по темпам экономического роста, привлечению инвестиций. За эти годы они составили 11 миллиардов долларов, причем 7 миллиардов - прямые инвестиции, то есть не связанные гарантиями со стороны государства. Казахстан, по данным Всемирного банка, входит в число 20 государств, проводящих оптимальную в смысле привлечения инвестиций политику. Мы задействовали солидный, известный всему миру западный капитал, передали во время приватизации крупные предприятия в управление с правом последующего выкупа иностранным инвесторам, а не собственным новоявленным олигархам, которые мало того что хотели получить их фактически даром, так еще и намеревались взять у государства под это дело кредиты.

Опираясь на привлеченные средства, мы начали проводить глубокие социальные реформы. Их суть в том, чтобы обеспечить человеку уверенность в жизни, запустить в полном объеме государственные системы медицинского, социального страхования, страхования имущества. Сегодня мы опережаем в этой области все страны СНГ, включая Россию. К началу 2001 года Казахстан будет иметь совершенно адекватную западным стандартам финансовую систему. Как только в полную силу "заработает" страхование, значительно расширятся наши собственные инвестиционные возможности. Неплохо обстоят дела и в сельском хозяйстве. Только на севере страны действует 70 тысяч фермерских и крестьянских хозяйств. Мы приняли весьма либеральное налоговое законодательство, средняя ставка подоходного налога у нас - 8,5%. Так что идеологическими "вехами" для нового сообщества я бы обозначил такие вещи, как последовательное проведение реформ, конечная цель которых - построение полноценной рыночной экономики; свобода СМИ; участие в выборах разных политических сил; свобода - в рамках Конституции - политической деятельности. Приняв за основу такие правила игры, мы сможем легче решать и экономические вопросы.

- Нурсултан Абишевич, получается, что Казахстан, Россия, Белоруссия, Киргизия и Таджикистан теперь интегрируются сразу в двух союзах - Таможенном и Евразийском?

- Таможенный союз остается. Евразийское же экономическое сообщество предполагает более высокую степень интеграции - совместное движение в сторону единого экономического пространства. Хотя, конечно, есть моменты, которые нам следует очень четко согласовать. Во-первых, если существует Таможенный союз, то внешние границы государств, входящих в него, должны быть закрыты. Даже в Западной Европе существует правило: если государство не может закрыть свои внешние границы, его или не принимают в союз, или другие члены союза помогают ему это сделать. Вообще, если говорить честно, то и Таможенный союз, и новое Евразийское экономическое сообщество пока весьма аморфные организации. Пусть на меня не обижаются, но нам предстоит очень большая и трудная работа по согласованию, унификации налоговых, таможенных, социальных, внешнеторговых законодательств. Особенно много в этом плане предстоит сделать Белоруссии и Таджикистану. Не потому, естественно, что кто-то их будет к этому активно принуждать, а в силу объективных причин. Поэтому я вижу на пути становления сообщества большие трудности. Но все можно преодолеть с помощью политической воли. А она была ясно выражена на встрече глав государств. Я рад, что экономическое сообщество родилось в столице Казахстана Астане, которая находится в самом сердце Евразии, в городе, который, я надеюсь, со временем станет столицей Евразии, центром цивилизованной интеграции наших стран.

- Нурсултан Абишевич, насколько, на ваш взгляд, евразийские идеи близки президенту России Владимиру Путину? Обрели ли вы союзника на этом направлении?

- Могу заявить совершенно oткрыто и прямо: без его решительной поддержки сообщество бы не состоялось. Накануне подписания документов у нас прошла встреча наедине, во время которой мы подробнейшим образом обсудили историю вопроса.

У меня создалось впечатление, что президент России знаком с идеями евразийства. И это совершенно естественно, потому что, с одной стороны, Россия - государство, которое тянется к Европе, это понятно. Однако большая часть территории России находится в Азии. Да и сам народ имеет частично европейское, частично азиатское происхождение. Причем менталитет народа, как мне представляется, в большей степени азиатский, нежели европейский. Хотя, конечно, элита общества - управленцы, бизнесмены, промышленники, научная и творческая интеллигенция - еще с петровских времен ориентирована на Европу. Так что Россия "головой" в Европе, а "телом" в Азии. И каждый новый российский правитель должен обязательно определиться в этом вопросе. Владимир Путин активно поддержал идею сообщества, и когда мы обсуждали ее в Минске, и когда подписывали документы в Астане.

- То есть Путин действует более решительно, чем Ельцин?

- Борис Николаевич с самого начала относился к идее сообщества достаточно сдержанно. В последние месяцы своего правления он, видимо, желая себя реабилитировать за упреки в развале СССР, сосредоточился на союзе России и Белоруссии, стремился продвинуть его любой ценой. А союз этот, как мы видим, складывается очень непросто. Многие российские экономисты высказывают относительно него достаточно обоснованные, на мой взгляд, сомнения. Могу повторить то, что говорил неоднократно: на мой взгляд, начинать надо было с экономики, с синхронизации темпа реформ, идти снизу вверх. Это прагматический подход, и он, как мне представляется, близок Владимиру Путину.

- Вы надеетесь, что при новом российском президенте дела в СНГ пойдут веселее?

- Как только Владимир Путин вступил в должность, он сразу заявил, что основным приоритетом внешней политики России будут отношения со странами СНГ. Это произвело на всех очень хорошее впечатление.

- Да, но последуют ли за этим конкретные шаги?

- Думаю, что да. Все, кто хорошо знает Путина, говорят, что он человек слова. Я тоже могу засвидетельствовать: если он что-то сказал, то старается это сделать. Я это говорю не потому, что хочу сказать в его адрес какие-то красивые слова, а потому, что наблюдаю единство слова и дела на практике. Он придерживается, в общем-то, простых правил: есть соглашение - надо его выполнять. Есть обязательства со стороны России - сделать в срок. Со стороны Казахстана - должен сделать Казахстан. Мне это импонирует, я сам приверженец таких подходов. Тем более что нам предстоит очень большая работа. В течение нескольких месяцев надо будет принять массу документов, которые превратят сообщество в реально действующий механизм, сформировать органы управления, определить их полномочия. Если все это получится, то в следующем году экономическое сообщество начнет реально действовать.

- Нурсултан Абишевич, каким вам видится это сообщество в идеале?

- Хочется, чтобы получилось так, как в Западной Европе. У нас в СНГ у всех глаза становятся квадратными от страха, как только начинается разговор о наднациональных органах. Помню, когда я был с визитом в Италии, тогдашний президент Скальфаро мне жаловался, что у них хороший урожай, крестьяне хотят продать столько-то цитрусовых и оливок, а Европейский союз требует, чтобы было на 20% меньше. Потому что другим тоже надо продать. Конечно, это в определенном смысле передача экономического суверенитета, но все равно Италия в итоге получает больше, чем теряет. Я мечтаю, чтобы наше сообщество строилось примерно на таких же принципах. Но все должно развиваться по плану. Сначала "запустить" Сообщество хотя бы на бумаге. Потом убрать таможенные барьеры, создать зону свободной торговли, укрепить внешние границы по периметру Сообщества, согласовать между участниками законы, налоговую, социальную системы, наконец, системы образования, обеспечить взаимное признание дипломов, передвижение рабочей силы. Ну, а в будущем подумать о создании общей наднациональной валюты. Можно к этому прийти лет через десять-пятнадцать. Мы приняли программу действий до 2005 года. Там все прописано, что кому делать.

- Нурсултан Абишевич, впервые во время встречи на высшем уровне Владимир Путин поднял вопрос о положении русскоязычного населения в Казахстане, которое продолжает покидать республику. Изменится ли с образованием Евразийского экономического сообщества ситуация к лучшему?

- Начнем с того, что многие годы мы, казахи, жили в Российской империи. Русский этнос доминировал во всем. Я здесь никого ни в чем не обвиняю, таковы были объективные обстоятельства. Много русских приехало в Казахстан во время столыпинских реформ. Это было очень жестокое для казахов время, их отселяли с самых плодородных земель, с берегов озер и рек. Историю не перепишешь. Или взять коллективизацию конца двадцатых годов, когда от голода погибло до 40% казахского народа. По нации был нанесен колоссальный демографический удар. Наши демографы подсчитали, что, если бы не было коллективизации, в Казахстане сейчас проживали бы 42 миллиона человек. Советский Союз в определенном смысле продолжал имперскую политику царской России. Потом Казахстан стал независимым государством. С одной стороны, было накоплено очень много хорошего, доброго. Ведь Россия не только доминировала в СССР, но и помогала другим народам создавать культуру, науку, промышленность. Вот мы сейчас ездим по целине, я не знаю, какие еще государства могут похвалиться такими дорогами в степи, коммуникациями, газопроводами, линиями электропередачи на тысячи километров. Все это строилось при непосредственном участии всего Советского Союза, прежде всего, конечно, России. Следует отметить, что и Казахстан, как и любая другая национальная республика, отдавал все свои ресурсы: нефть, металлы, зерно в общую "союзную" копилку. С другой стороны, постепенно накапливался негатив. Люди "нетитульной" национальности ощущали какую-то ущемленность, подавленность. К примеру, обязательно в любую мало-мальски значащую организацию вторым человеком назначали русского. Я много раз говорил и Горбачеву, и Ельцину, что, хотя в царское время на низшем уровне национальный гнет был достаточно жесток, "наверху" проводилась очень интересная политика. Дети казахских, узбекских, татарских вождей находились возле царя в качестве адъютантов, им доверялись ответственные должности в армии. В советское же время в центральном аппарате ЦК КПСС, ЦК ВЛКСМ, в профсоюзах, народном контроле национальных кадров почти не было. Примерно такой же процесс, только с точностью до наоборот, начался и в новых независимых государствах. Так возникло взаимное недоверие людей коренной национальности и русских. Я считаю, что никакими декретами, декларациями о дружбе, увещеваниями и убеждениями это дело не поправишь. Должно пройти какое-то время, чтобы эмоции "погасли". Жизнь и время - великие учителя. Сначала маятник идет в одну сторону, потом ровно на столько же - в другую, потом наконец останавливается. Так и здесь. Что нам - новым независимым государствам - нужно для того, чтобы наша экономика процветала, с кем мы можем эффективно сотрудничать, торговать? С Западом? Запад далеко. Были иллюзии, что Запад будет нам помогать только за то, что все мы стали независимыми. Чепуха! Ничего нам Запад за нашу независимость не отвалит. Никто в этом мире ничего никому не дает даром. И это понятно. Будут давать, если только это будет в их интересах. Но - не много и не даром. Мы уже через это прошли. Поэтому друзей надо искать не где-то далеко, а рядом. Для этой цели мы и создали Евразийское экономическое сообщество, которое нужно не только Казахстану, Белоруссии, Киргизии, Таджикистану, но и России. Пора отказываться от представлений, что страны СНГ сидят у России в "кармане", это не так. Например, из-за того что российское МПС подняло тарифы для наших грузов внутри России в два раза, 45% казахстанского глинозема сейчас идет мимо России другими транспортными путями. 30-40% руды, ферросплавов тоже идут мимо. Не думаю, что Россия выигрывает, неся миллионные убытки.

Да, я не устаю повторять, что Россия - самый близкий союзник Казахстана, потому что так сложилась судьба наших народов, так распорядились география и история.

К сожалению, русские от нас действительно уезжают. Но ведь никто их не выгоняет. Так же как не выгоняют из России миллионы немцев, евреев, греков и русских, которые уезжают на историческую родину или в поисках лучшей жизни. В Казахстане, слава богу, не было гражданской войны, межнациональных конфликтов. Скажу больше. Отъезд русских крайне невыгоден для Казахстана. Уезжают самые квалифицированные, энергичные кадры, как правило, с высшим образованием, те, кто может устроиться в России. Они продают свое имущество, вывозят деньги. Полагаю, что таким образом из Казахстана уже вывезено порядка 3-4 миллиардов долларов. Казахстан тратил деньги на обучение, обустройство этих людей. Это для нас огромные экономические и человеческие потери. Высококвалифицированные рабочие приезжали в Казахстан в основном из России. Они помогли нам построить промышленность. А теперь уезжают, и, хотя в Казахстане за это время появились свои инженерно-технические кадры, этот пробел восполнить будет очень трудно. Вот так, если не отвлекаться на мелочи, мне видится данная проблема. Я не устаю говорить о своем добром отношении к России, о том, что русский язык у нас считается официальным, что на ответственные должности люди назначаются не по национальным, а по профессиональным признакам. Хочу заметить, что, согласно новому закону о госслужбе, в нашей стране на работу в органы управления принимают тех, кто прошел конкурс на замещение вакансий. Так что национальность здесь ни при чем. Можно, кстати, вспомнить, что и в России проживают два миллиона казахов. Они пишут мне, что им препятствуют создавать собственные организации, что школы закрываются, что заменяются руководители-казахи даже в тех местах, где проживают одни только казахи. Так что нам тоже есть на что пожаловаться. Но это не тот путь. Вернее, путь, который ведет не туда. Настоящая интеграция откроет границы для людей. Доверие между странами и народами снимет многие проблемы.

- Вы выразили российскому президенту поддержку в его усилиях по реорганизации властной вертикали, реформе Совета Федерации и прочих начинаниях?

- У меня сложилось впечатление, что он намерен вести Россию к процветанию через демократию, правовое государство и рыночную экономику. Я поддерживаю президента России в его стремлении укрепить властную вертикаль. За минувшие десять лет эта вертикаль превратилась в горизонталь. Разве может быть такое в федеративном государство, чтобы треть местных законов противоречила федеральным и Конституции? Вот почему Путина поддерживает народ. Народ хочет не возврата к сталинизму, а процветания и порядка. И Путин намерен обеспечить народу процветание и порядок. Я думаю, у него очень большой потенциал.

Астана


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
935
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
1605
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
1166
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
620

Другие новости