ДВЕНАДЦАТОГО июня, на 10-летие российской Декларации о суверенитете, на границу между Черниговской и Брянской областями в районе украинского села Сеньковка прибыли высокие гости из числа руководителей трех украинских партий: Конгресса украинских националистов, Народного Руха и "Реформ и порядка". Жителям Брянщины привезли горилку, сало и другое угощение по случаю праздника. Но к их употреблению приступили только после того, как настал главный момент торжеств, названных гостями из Киева "Братание на границе": в землю был вбит сделанный по всем стандартам дубовый пограничный столб с трезубцем и двуглавым орлом.
Представители брянского руководства и российские пограничники церемонию проигнорировали, но рядовые россияне и украинцы из соседних сел с гостями и друг с другом побратались. Правда, когда горилка, сало и шашлыки были поглощены, у них не осталось ничего на память об этом дне. Не догадались киевляне привезти сувенирных виз или загранпаспортов для перехода мимо поставленного ими столба, хотя они были бы актуальны на фоне другого известия из украинской столицы. Так, еще 23 мая на еженедельном брифинге в МИД Украины было сообщено, что в ходе украинско-российских консультаций по консульским вопросам стороны заявили о намерении постепенно перейти к тому, чтобы граждане двух стран пересекали общую границу по загранпаспортам или, как было сказано в пресс-релизе брифинга, "по другим документам для поездки за рубеж". А 30 мая посольство России в Киеве выступило с разъяснениями. Оно подчеркнуло, что поездки по загранпаспортам являются общепризнанной мировой практикой, но о немедленном переходе к ним речи не идет, этот процесс рассчитан на несколько лет. Там же говорилось, что на упомянутых консультациях обе стороны заявили о важности сохранения безвизового режима.
Косвенный ответ на вопрос, что означает "несколько лет", был получен через месяц с небольшим. 4 июля пресс-служба МИД Украины сообщила, что с 1 января 2002 г. граждане Молдавии и Украины перейдут к взаимным поездкам по заграничным паспортам согласно договоренности, достигнутой 29 июня в Кишиневе. Поскольку решить проблемы на украинско-молдавской границе несколько проще, чем на украинско-российской, логично предположить, что ей первой предстоит сыграть роль испытательного полигона, где будет отлажен тот режим, который должен возникнуть на восточных рубежах Украины скорее всего к 2003 г. Почему именно к 2003-му, речь пойдет чуть позже. Кстати, нововведение на берегах Днестра произойдет по настоянию Киева. Об этом сказал 5 июля начальник управления СМИ и культуры МИД Молдавии Юрий Витион.
Кто был инициатором введения нового режима на украинско-российской границе, не сообщается. Видимо, стороны решили поделить лавры по-братски. В пользу такой версии говорит тот факт, что призывы изменить порядок пересечения кордона зазвучали в обеих странах в последнее время достаточно отчетливо. В России они связаны с волной терроризма и второй чеченской войной, а на Украине - с введением визового режима ее западными соседями в связи с их вступлением в Евросоюз. Нельзя не заметить, что переговоры по новому пограничному режиму с соседями по СНГ (в конце мая они состоялись и с Белоруссией) Украина начала именно в канун закрытия безвизового перемещения через западную границу.
Украинское руководство не скрывает отрицательного отношения к таким последствиям расширения ЕС. Оно неоднократно заявляло, что расширение границ Евросоюза не должно привести к появлению новой Берлинской стены. Тем не менее Чехия и Словакия ввели визовый режим с Украиной с конца июня. Венгрия, которая не хотела бы ослаблять связей с соплеменниками в Закарпатье, однозначно говорит, что также пойдет на этот шаг, но только к моменту принятия в ЕС первой волны кандидатов. А оно произойдет скорее всего с 1 января 2003 г.
Польша же, которая играет для Украины роль окна в европейские структуры, делала намеки, что безвизовый режим можно будет сохранить. Особенно часто они звучат из уст президента Александра Квасьневского. В мае 1999-го, на саммите президентов Центральной Европы во Львове, он обещал организовать постоянно действующую конференцию по вопросу, как можно урегулировать проблему расширения ЕС, сохранив свободное передвижение граждан через границы.
Несомненно, на переговорах должна идти речь о том, что может предпринять Украина, чтобы для нее сделали исключение. Поскольку тема открытости восточных польских границ для нелегальных мигрантов широко обсуждается в западной печати, ясно, что известие об изменении пограничного режима Украины с соседями СНГ - это сигнал в сторону Брюсселя и Варшавы, а заодно и зондаж собственного населения по весьма деликатной проблеме. При этом очевидно, что для Киева принципиально важно изменить режим пересечения украинско-российской границы до расширения ЕС.
Введение поездок по загранпаспортам при сохранении безвизового режима - это находка украинских и российских дипломатов. В прессе двух стран такого варианта решения проблемы не обсуждалось. Но что должно означать введение загранпаспортов или виз на украинско-российской границе в экономическом и человеческом отношении, никто не просчитывал. Известно, что 10,5 млн. человек пересекли в 1999 г. украинско-польскую границу (при этом один человек, пересекавший границу несколько раз, столько же раз и учитывался).
Подсчитано, что турист-украинец оставляет в Польше в 10 раз больше денег, чем турист-немец, которому, естественно, неведом челночный бизнес. Сообщалось, что закрытие западных границ увеличит уровень безработицы на Украине. А вот сколько людей пересекают украинско-российскую границу? Как может сказаться введение загранпаспортов на курортном сезоне в Крыму, успешное проведение которого прямо зависит от количества гостей из России? По этим и многим другим вопросам информации нет.
Согласно результатам социологических опросов украинского центра "Демократические инициативы", близких родственников в России имеют 33,4% жителей Украины, тогда как в других республиках бывшего СССР - 8,2%, а в дальнем зарубежье - 6,4%. Что же касается традиционно связанных с Россией восточных и южных регионов Украины, то здесь близких родственников и друзей по ту сторону границы имели 69,5% опрошенных. При этом ездят в Россию 42,4% жителей этих регионов (правда, последние цифры относятся к 1994 г., но более поздних данных так и нет). В то же время, по информации российского посольства в Киеве и консульского управления МИД Украины, на сегодняшний день загранпаспорта имеют менее 30% граждан России и чуть более 50% граждан Украины. Но даже если эта статистика верна, то большинство обладателей этих документов на Украине проживают в западных областях, традиционно связанных с Польшей, Венгрией и другими пограничными странами. На востоке это число на порядок меньше. Так, в Харьковском ОВИРе мне сообщили, что с момента введения новых украинских заграничных паспортов, то есть с 1996 г., их получили 95 тыс. жителей города. А это значит, что загранпаспорт имеет лишь 7-8% взрослых харьковчан.
Получить упомянутый документ сейчас, конечно, легче, чем в советские времена, но это отнюдь не простая формальность. Вот как журналистка газеты "День" (кстати, лоббирующей введение визового режима между Украиной и Россией) Диана Клочко описала этот процесс: "Оформляя загранпаспорт, как и многие в Украине, заплатила энную, вполне легальную по тарифам ОВИРа сумму "за скорость". И услышала в ответ безапелляционное: "Быстро не получится. Данные ваших документов требуют тщательной дополнительной проверки". Почему? Потому что, во-первых, - работаю в негосударственной газете (!), во-вторых - окончив аспирантуру в Киеве, прописалась в родительском доме (?!), в-третьих - назвала сына таким именем, что нужно еще выяснить, является ли он, четырехлетка, гражданином Украины (?)"
Я не знаю, как зовут сына Дианы Клочко, но, во-первых, думаю, что российские чиновники не меньшие мастера на подобные вопросы, чем украинские, а во-вторых, знаю, что сумма за оформление украинского загранпаспорта в течение двух недель вчетверо превышает среднемесячную украинскую зарплату, а за пятидневное оформление - в 7 раз.
Нетрудно представить, в каком положении окажется, например, сын, которому надо срочно поехать к заболевшей матери. Но мы привыкли считать, что такие проблемы - частные, а нелегальная миграция и терроризм - проблемы глобальные. Правда, при более близком рассмотрении оказывается, что они весьма относительно связаны с вопросом пересечения границы гражданами обоих государств. Напомню, что теракты ЭТА не помешали пребыванию Испании в Шенгенской зоне, хотя зачастую оружие баскским боевикам поступает из Франции. Что же касается мигрантов, то первый зампредседателя Госкомитета Украины по делам охраны государственной границы Павел Шишолин сообщил недавно, что 50% нелегалов попадают в республику на вполне законных основаниях, в частности под видом служебной поездки или въезда на обучение. Ясно, что их количество не изменится даже в случае появления железного занавеса на украинско-российской границе.
Но подобные обстоятельства, видимо, не очень известные украинцам и россиянам, в сознание которых легко внедрить ту мысль, что строгости на двухстороннем кордоне - единственный способ справиться с социальными болезнями XX века. И невольный зондаж общественного мнения, созданный известием о поездках по загранпаспортам, показал, что организованные силы, готовые противостоять возведению барьера на украинско-российской границе, пока невелики. Скорость, с которой российское посольство в Киеве уточнило, что режим поездок пока не меняется, показывает, что рядовых граждан известие о поездках по загранпаспортам всерьез обеспокоило. Но на уровне организованных структур это беспокойство пока не артикулировано.
Украинские партии и общественные организации, которые много говорят об укреплении связей с Россией и повышении статуса русского языка, пока также не прореагировали на ситуацию. Мне известно лишь, что харьковская организация Русского движения Украины подготовила проект заявления, где призывает сохранить нынешний порядок пересечения границ. Вот пока и все.
Нельзя не видеть, что на Украине за изменение пограничного режима ратуют именно те политики, которые выступают за выход из СНГ, противопоставляют российское направление украинской политики европейскому, настаивают на ограничении сферы использования русского языка. И думается, хотят они не столько побороть миграцию и наркомафию, сколько разделить два народа, по-прежнему открытых друг другу. Правда, тема закрытия восточной границы, видимо, слишком непопулярна для избирателей, если крупные партийные лидеры ее пока не поднимали. Но среди примыкающего к ним слоя элиты она дебатируется все активней. Как считает председатель комитета Верховной Рады по иностранным делам Игорь Осташ, "политики начали понимать значение границ, стоимость безвизового въезда, который оборачивается огромными убытками. Посему Украина обречена изменить свое отношение к восточным границам".
Упомянутые политические силы будут довольны поездками по загранпаспортам как "первой ласточкой", но будут требовать дальнейших шагов, в частности, визового режима, ибо только он позволяет принимающей стороне регулировать поездки иностранцев. Особенно это давление может усилиться в том случае, если Польша все-таки введет визовый режим с 2003 г.
В канун президентских выборов, запланированных на следующий год, это обстоятельство будет трактоваться правой оппозицией как стремление "демократической Европы" отгородиться от "олигархической Украины". В связи с вводом виз Чехией и Словакией подобная трактовка уже существует, хотя к действительности имеет весьма отдаленное отношение. Восточно-европейские государства, конечно, плюралистичны, и мнения там о политическом режиме в Киеве - различны. Но ведущие издания Чехии и Польши "Лидове новины" и "Газета выборча" демонстрируют, что демократия на Украине интересует их крайне мало. Куда меньше, чем роль Украины как противовеса России.
Что же касается украинских олигархов, то слухи об их пророссийских симпатиях весьма преувеличены. Так, в программе возглавляемого Александром Волковым "Демократического союза" записано: "Мы отстаиваем принцип одинакового режима на протяжении всей границы".
Конечно, в других обстоятельствах можно делать и другие заявления. Ведь славянская душа широка. Киевская (не путать с московской!) газета "Сегодня" писала, что некоторые участники торжеств по случаю установления пограничного столба, употребив горилку на 30-градусной жаре, вскоре забыли о цели своего приезда и стали говорить об отмене границ между славянами. Но, думается, это не тот случай, когда "что у трезвого на уме, у пьяного на языке".