НА УКРАИНЕ в 2000 г. планировалось провести "большую энергоприватизацию", которая должна была привлечь крупных инвесторов. Однако после прихода нового правительства электроэнергетика стала тем яблоком раздора, вокруг которого постоянно возникают скандалы. Количество противоречивых решений, указаний, постановлений, касающихся электроэнергетики, за несколько месяцев практически парализовало работу отрасли.
Видимо, о привлечении серьезных инвесторов уже не может быть и речи, поскольку в условиях постоянно меняющейся ситуации на рынке трудно удержаться даже тем компаниям, которые приняли участие в энергоприватизации в 1997-1998 гг. и за прошедшее время, казалось, научились работать в нестабильной среде. Текущий год в украинской электроэнергетике начался с того, что "молодые реформаторы" в новом правительстве продекларировали свое намерение добиться проведения расчетов на энергорынке исключительно в денежной форме. И вице-премьер Юлия Тимошенко, и премьер-министр Виктор Ющенко многократно заявляли о том, что бартер и взаимозачеты являются нецивилизованными и непрозрачными схемами работы на рынке, а отказ от этих схем стабилизирует работу отрасли и привлечет в нее инвесторов.
5 мая Виктор Ющенко подписал правительственное постановление, которым устанавливалось, что расчеты за электроэнергию должны проводиться исключительно в денежной форме. А к концу июня Верховная Рада Украины с подачи правительства приняла изменения к Закону "Об электроэнергетике", согласно которым любая, кроме денежной, форма оплаты за электроэнергию вообще не засчитывается как оплата. Соответственно, к организациям, допускающим неденежные расчеты, должны применяться такие же санкции, как и к неплательщикам.
Казалось бы, установленные правительством правила ясны. Однако к середине июля Кабинет министров Украины принял несколько постановлений, которыми де-факто дезавуировал свои же предыдущие решения и заявления. Новыми правительственными постановлениями участников рынка электроэнергии обязали... провести ранее категорически запрещенные взаимозачеты. Например, к середине июля правительство позволило Черноморскому флоту РФ провести расчеты за электроэнергию в неденежных формах. Затем вице-премьер Юлия Тимошенко поручила аппарату Кабинета министров подготовить проект постановления о том, что до конца текущего года госпредприятие "Энергорынок" получает право проводить неденежные расчеты с ООО "Энергоальянс", экспортирующим украинскую электроэнергию в Молдавию. Кроме того, эксперты утверждают, что в июне, согласно отчетам НЭК "Укрэнерго", сумма зачетов составила 450 млн. гривен. А 12 июля украинским правительством было принято постановление "О проведении взаиморасчетов в ТЭК", которым в виде исключения позволялось проведение взаимозачетов для погашения задолженностей, сложившихся на рынке на 1 июня. Сумма зачета, по оценкам специалистов, составляет 1,6 млрд. гривен, а участие в этой операции должны принять крупнейшие предприятия и организации, электростанции и областные энергораспределяющие компании (облэнерго). Иными словами, по решению правительства данный взаимозачет касается практически всех крупных участников украинского оптового рынка электроэнергии.
Несмотря на то что документ предполагает якобы добровольное участие в зачете, практически все участники украинского энергорынка расценивают решение правительства как "принудительное". Информированный источник "НГ" в одной из энергокомпаний, комментируя ситуацию, заметил: "Как вы себе представляете, правительство мне что-то рекомендует, а я отказываюсь это сделать? Да я вылечу с работы за сутки..." Приблизительно такого же мнения по поводу "добровольности" участия в правительственной акции придерживаются все участники энергорынка. Тем более что 19 июля появилось еще одно правительственное постановление, которым был утвержден порядок применения штрафных санкций по отношению к энергопоставляющим компаниям в случае нарушения ими законодательства. Документ интересен тем, что, как утверждают специалисты, согласно его положениям любое энергопоставляющее предприятие можно обвинить в нарушениях.
Упомянутое постановление предполагает широчайший спектр причин, по которым облэнерго могут быть наказаны. Очевидно, что одним из основных показателей, по которым под действие санкций попадают абсолютно все областные энергокомпании, станет неполная оплата потребителями электроэнергии. При этом Кабинет министров не принимал во внимание тот факт, что Верховная Рада своими постановлениями запретила отключать от электроснабжения за неуплату медицинские, учебные и другие социально значимые учреждения, а также население. Таким образом, реально областные энергокомпании не могут ни обеспечить стопроцентную оплату электроэнергии потребителями, ни повлиять на неплательщиков. Тем не менее это является поводом для применения штрафных санкций по отношению к облэнерго. Более того, упомянутым правительственным постановлением предусмотрено, что поводом в данном случае могут послужить любые достоверные сведения о нарушениях в деятельности областных энергокомпаний. Юристы считают, что под это определение можно подвести действительно любые сведения. Например, требование правительства проводить расчеты в денежной форме и одновременное предложение провести взаимозачеты ставит абсолютно всех участников украинского энергорынка в условия, при которых любое действие производителей, поставщиков и потребителей электроэнергии может быть расценено как нарушение - либо законодательства, либо распоряжения правительства. Решение вопроса о санкциях за неминуемые по вышеизложенным причинам нарушения фактически отдано на откуп чиновникам, что, кроме всего прочего, будет способствовать расцвету коррупции в отрасли.
Штрафные санкции по отношению к облэнерго предполагают такую крайнюю меру, как лишение лицензии и введение в областных компаниях должности временного управляющего. В связи с этим специалисты предполагают, что все украинские энергокомпании (в том числе и негосударственные) находятся в "подвешенном состоянии" - в любой момент их руководство без согласия акционеров может быть заменено временными управляющими. Таким образом, утверждают украинские аналитики, де-факто результаты уже частично проведенной в отрасли приватизации могут игнорироваться украинским правительством. А выполнение объявленных президентом Украины планов относительно дальнейшей приватизации в электроэнергетике реально ставится под сомнение действиями правительства, ибо потенциальные инвесторы, внимательно наблюдающие за ситуацией, вправе делать вывод о том, что противоречивые действия украинского правительства чреваты не только опасной нестабильностью законодательства, но и изначально заложенной в правительственных документах невозможностью работать на украинском рынке без нарушений. По крайней мере глава делегации Организации экономического сотрудничества и развития г-н Гейгер, посетивший Украину в середине июля, заявил, что Украина пока не является привлекательной страной для иностранных инвесторов по причине неустойчивости законодательства, чрезмерного административного регулирования экономики и своеволия чиновников.
Видимо, пока что заявленный правительством курс на искоренение всех названных явлений имеет противоположные результаты. Эксперты считают, что в первую очередь это касается ситуации на энергорынке. И хотя создание нормальных рыночных условий работы в украинской электроэнергетике является одним из основных условий, выдвигаемых МВФ как залог возобновления кредитных программ для Украины, на сегодня ситуация выглядит таким образом, что потенциальные иностранные инвесторы считают целесообразным не рисковать, вкладывая деньги в украинскую энергетику.
Киев