0
1071
Газета СНГ Интернет-версия

08.06.2000 00:00:00

Необходима конверсия мышления

Серафим Урекян

Об авторе: Серафим Урекян - мэр Кишинева

Тэги: Молдавия, Кишинев


ПОСЛЕ коллапса коммунистического режима в странах Восточной Европы ориентация на ценности западной демократии, на интеграцию в европейское сообщество естественным образом вызвала попытку реконструкции Восточной Европы по западному образцу. Были и еще продолжаются дискуссии о конкретных путях перестройки, но сама конечная цель не подвергалась у нас серьезному сомнению.

Между тем она возникла скорее как отрицание прошлого, нежели для осмысленного построения будущего. По прошествии почти десяти лет развития нашей страны, когда все чаще вспоминается народная мудрость "ломать - не строить", попытка самостоятельно переосмыслить ориентиры становится неизбежной.

Становление нашего социально-экономического устройства с участием Запада возможно не только в рамках подхода МВФ и ВБ. Подхода, который можно было бы назвать "репродуктивным". Возможен и другой подход - "инновационный", при котором происходит поиск новых, более адекватных реалиям нашего дня как Восточной, так и Западной Европы, форм социально-экономического развития.

В рамках "инновационного" подхода к интеграции Европы у малых стран Центральной и Восточной Европы обнаруживается шанс стать не объектами конкурентного раздела сфер влияния между транснациональными корпорациями в буферной зоне между Западной Европой и Россией, а субъектами конструктивного взаимодействия Западной и Восточной Европы.

Целый ряд авторитетных международных аналитических организаций, известных ученых Запада сами в числе первых поставили под сомнение экстенсивное расширение сферы влияния Запада на Восточную Европу. Еще в начале 90-х годов известный западный социолог Теодор Шанин заметил: "... Вы, "советские", встаете в очередь за теми, кто уже в тупике. Потому что для наиболее передовых ученых Запада совершенно ясно, что с нашим капитализмом что-то не получилось. И если люди думают, что у нас все в порядке, коль полны полки магазинов, то это большое заблуждение. У нас капитально не в порядке. Мы хотели наилучшего пути для "третьего мира" и были уверены, что знаем, каков он. Мы разгромили экономику Африки, ввели Латинскую Америку в долги, из которых ей не выбраться, - все во имя их блага. Почему? Потому, что мы помогали им развиваться. Развиваться на наш манер, согласно идее прогресса".

В 1997 году группа выдающихся ученых, в которую вошли американские лауреаты Нобелевской премии и российские экономисты, публично призвала российские власти пересмотреть российские "реформы", которые осуществляются под эгидой МВФ и Всемирного банка, и перейти к тем, в которых во главу ставятся человеческий капитал и предпринимательский дух конкуренции.

Что же происходит с нами реально? Неспособность руководителей системно осмыслить проблематику переходного периода заставляет в первую очередь сосредоточиваться на поиске путей движения к ближней цели, а не на выработке долгосрочных целей. Над нами довлеет логика механического копирования неосмысленного опыта развитых стран, инерция этого процесса поворачивает нас на путь, который лишен дальней перспективы. Мы видим, что попытки преобразовать молодые восточноевропейские государства по рецептам МВФ и ВБ часто несут больше потерь, чем обретений. Происходят спад производства и жизненного уровня широких масс, рост безработицы и преступности, словом, беспрецедентное обострение всех социально-экономических проблем.

Кишинев, управление которым я представляю, переживает трудности, типичные для многих городов Восточной Европы. Это угрожающе растущие противоречия, которые связаны с резким материальным расслоением городского населения, с усиливающимся конфликтом между богатством и бедностью, с ростом безработицы в республике, особенно в сельской местности. Это и потеря жизненных ориентиров многими людьми, в первую очередь подрастающим поколением, что вкупе с безработицей или неполной занятостью провоцирует правонарушения и преступность. Это и неразвитость муниципального права, приводящая к общей разрегулированности систем городского хозяйства при диктате отраслевых министерств на территории города. Это, наконец, растущий дефицит не только материальных и финансовых ресурсов дальнейшего развития, но и человеческих, интеллектуальных, нематериальных ресурсов в целом.

Таковы только некоторые из множества нарастающих проблем управления Кишиневом, трудно решаемых в рамках традиционных подходов. В терминах инноваций это означает, что наше общество подошло к серьезному кризисному порогу, когда технократический подход оказывается недостаточным, а в иных отношениях вообще невозможным при решении вопросов, имеющих по своей сути прежде всего социальный характер. Общество остро нуждается в принципиальных прорывах, в особого рода инновациях, прежде всего связанных с управлением социальными процессами.

Фундаментальное противоречие проводившихся реформ - несоответствие технократического подхода гуманитарной природе реформ, несоответствие отраслевых ("вертикальных") решений межотраслевому ("горизонтальному") характеру проблем.

Раньше существовала традиция: при открытии движения по новому мосту архитектор, по чьим чертежам он был построен, становился под мост. Тем самым он демонстрировал личную ответственность за свой проект. Хотя Всемирный банк и признал ошибочность своего подхода в осуществлении реформ в Восточной Европе, однако долги мы должны возвращать в полном объеме независимо от результатов реформ. Долги Молдавии возникли после неудавшихся преобразований, под которые и выделялись кредиты международных финансовых организаций. В последние годы возврат кредитов стал самоцелью, тогда как итогом преобразований стала очевидная деградация экономики.

Проблема долгов страны и ее будущего - это проблема взаимоотношений Молдавии не только и не столько с международными структурами в лице МВФ и ВБ, сколько с Западной Европой и Россией. Если Россия и Запад перейдут к созидательному взаимодействию на территории нашей республики, у нее появится перспектива не только вернуть долги, но и стать активным участником европейской интеграции. Если будет конкурентный раздел сфер влияния, Молдавия превратится в резервацию и очаг нестабильности в центре Европы.

Что могло бы дать ведущим странам Европы "инновационное" самоопределение малой посткоммунистической страны? Прежде всего - возможность поиска путей решения такой глобальной проблемы, как европейская интеграция.

Именно в малой стране "инновационной фирме" можно было бы создать пилотный образец интеграции между Западной и Восточной Европой. Другими словами, сначала концептуальное взаимодействие интеллектуальной элиты Европы, выработка целостного видения проблем интеграции и затем совместная материализация этого видения в рамках пилотного образца на территории одной из малых стран.

Попытаемся взглянуть с этой точки зрения на наш город, его место в стране, регионе, Европе. Кишинев - столица небольшого молодого независимого государства, которое лежит на историко-географической границе традиционного разделения Востока и Запада Европы. Эти факторы - малые размеры и пространственное расположение - придают региону особую специфику, которую необходимо в полной мере представлять и учитывать. Реалисты понимают: Молдавия очень уязвима и потенциально зависима от внешних центров влияния, особенно в условиях многолетнего противостояния по линии Восток-Запад.

В условиях, когда треть населения страны имеет этнические корни в славянских странах бывшего Союза, а другие две трети - в соседней Румынии, Молдавия подталкивается к пресловутому выбору между Востоком и Западом, то есть к решению занять жестко определенное место и избрать соответствующую роль в конфронтационном механизме противостояния. Очевидно, это путь к новому источнику нестабильности в центре Европы, соизмеримому по масштабам последствий с конфликтом вокруг Косово.

Западная Европа и Россия стоят перед настоятельной необходимостью коренной реконструкции в контексте глобальных проблем. А мы в этот самый момент пытаемся воспроизвести устаревающий индустриальный путь под эгидой международных организаций, исповедующих либерально-монетаристские подходы. Реально это оборачивается для Молдавии заведомым и безнадежным отставанием, ролью технологического музея, куда будут эвакуироваться морально устаревшие, экологически грязные производства и сбрасываться запылившиеся товары. Мне представляется, что у нашей страны есть другой выбор. Стоя на линии разделения Востока и Запада Европы, мы можем и должны стать не зоной конкурентного раздела сфер влияния, а местом созидательного взаимодействия в Европе, стоящей перед глобальной дилеммой - конфронтация или интеграция.

По самому большому счету в этом наше историческое предназначение. Нам диктует такую позицию геополитическое расположение и весь расклад текущих событий. Только так мы можем избежать превращения в объект посторонних манипуляций и стать субъектом европейской интеграции. Именно на этом пути Молдавия может превратиться в современное государство, достойное Новой Европы.

Каким образом видится процесс движения к единой Европе на инновационной основе? В условиях глобализации резко возрастает роль местного самоуправления и опорных центров в виде городов. Испокон веков города были центрами знаний. В современной Европе их роль еще более возрастает. Именно они при формальном приоритете правительств в управленческой иерархии стали реальными субъектами экономики постиндустриального общества. Знаком таких перемен стал термин "Европа городов".

Эти "территориальные корпорации" по своему экономическому потенциалу соизмеримы с крупнейшими транснациональными компаниями. Однако города имеют несравненное преимущество на поле нематериальных ресурсов, которые приобретают в постиндустриальную эпоху решающее значение.

В этой связи хочу привлечь особое внимание к социальному аспекту нематериальных ресурсов. В развитых странах мира в последние годы произошла радикальная смена взглядов на приоритеты между социальным и экономическим. Даже ортодоксальные технократы признают, что невозможно добиться успешного экономического развития "без того, что называется "социальным капиталом". Он складывается из сугубо нематериальных категорий: доверия людей к властям и друг к другу, уверенности в своих силах и в будущем своих детей и многого другого, что зависит от качества социальных связей в обществе.

"Шоковая терапия" как теоретическая конструкция узко специализированных монетаристов на практике означает разрушение социального капитала и - как следствие - всей экономики. Не случайно ряд ученых считают, что одним из условий создания единой Европы является приоритет в развитии социальных наук. В частности, представители Польши предложили в 1999 году создать Берлинский социополис - сеть центров социальных наук, - чтобы Берлин стал символом единой Европы.

Идея социополиса для Кишинева ненова, однако мы вкладываем в это понятие более широкий смысл. Социополис - это город, в котором создается инфраструктура социальных связей, обеспечивающая совместное использование ресурсов и возможностей всех жителей и предприятий города для обеспечения конкурентоспособной экономики. На мой взгляд, через создание социополиса лежит путь к "глубокой переработке" нематериальных ресурсов муниципального уровня. Именно этот уровень представляется наиболее важным для выработки путей интеграции Европы. Один из таких путей я вижу в создании Европейского муниципального банка (ЕМБ) на основе "горизонтального Интернета". Гарантии от финансовых рисков для зарубежных и отечественных инвесторов со стороны местных органов самоуправления могут стать предпосылкой для успешной работы ЕМБ.

В 1996 году на Международной конференции "Научные и технологические достижения для европейских городов", проводившейся в Кишиневе под эгидой Научного комитета НАТО, идея социополиса была предложена в качестве концептуального моста между "мозговыми трестами" Запада и России на территории Кишинева. Убежден, спустя четыре года потребность в "конверсии мышления" еще более возросла.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
456
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
727
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
514
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
294

Другие новости