0
796
Газета СНГ Интернет-версия

30.05.2000 00:00:00

Роберт Кочарян: "Никто не желает возведения в Закавказье новой Берлинской стены"

Тэги: Кочарян, Армения


Президент Армении Роберт Кочарян считает, что армяно-российские межгосударственные отношения находятся на подъеме.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)

- НА ЭТОЙ неделе в Минске прошло заседание Совета коллективной безопасности, куда входит шесть государств Содружества, в том числе Армения. Приняты принципиальные решения, в частности, об адаптации этого договора к новым политическим условиям. Одно время казалось, что этот договор и сама эта организация не имеют перспективы. Но сейчас она стала значительно динамичнее. Каково ваше мнение о принятых в Минске решениях и об отношении Армении к этому?

- По сути дела, в Минске действительно принято принципиальное решение. Хотя Совет коллективной безопасности существует уже многие годы, но впервые организация попыталась как-то структурироваться. Почему удалось именно сейчас достичь таких решений? Я думаю, это связано с форматом Совета коллективной безопасности: в нем состоят государства, чьи интересы в области безопасности довольно схожи.

- Вы, наверное, знаете о том, что кое-где на Западе, да и в некоторых российских средствах массовой информации высказывается подозрение, что этот договор, эта организация способны стать зародышем нового военно-политического блока.

- В Минске вновь было заявлено, что организация не направлена против третьей стороны и таких целей не преследует. Поэтому не хотелось бы, чтобы наши решения воспринимались таким образом. Есть новые вызовы, новые проблемы, связанные с исламским фундаментализмом и с терроризмом, и я думаю, что организация как раз способна удачно вписаться в те мировые процессы, которые сегодня имеют место в плане противостояния этим новым вызовам.

- Роберт Седракович, как известно, на заседании Таможенного союза, которое также проходило в Минске, было принято решение о преобразовании Таможенного союза в полноценную международную организацию. Скажите, не этим ли обстоятельством вызваны намерения Армении попытаться вступить в этот союз или, по крайней мере, присмотреться к нему?

- Я лично не участвовал в этом заседании, и, во всяком случае, публично такого пожелания Армения пока не высказывала. В личной беседе с президентом Белоруссии я высказал интерес к той информации, которой он со мной поделился относительно развития Таможенного союза. Естественно, мы изучим эти новые подходы. Но решение будет принято гораздо позже при детальном изучении всех "за" и "против". Но я приветствую этот союз и понимаю, что он заключен с единственной целью - наладить максимально возможную экономическую интеграцию, создать зону свободой торговли. Если организация будет ставить конкретные цели, если создание зоны свободной торговли на этом пространстве будет не формальным, то я полагаю, что Армения также проявит реальный интерес.

- Господин президент, сейчас, как никогда, в России возрос интерес к тому, что происходит в Армении, в ее внешней политике. Что такое комплиментарность и равная степень открытости во внешней политике? Многие считают, что, имея военную базу России на своей территории, нельзя говорить о том, что такие же ровные отношения Ереван собирается строить с Вашингтоном. Как вы считаете, не изменились ли за последние месяцы приоритеты Еревана, не сменилось ли традиционное наше партнерство на ориентацию и более тесные отношения с Западом?

- Отношения с Россией у нас строятся на основании "Большого договора", который был подписан в августе 1997 года и который означает стратегическое партнерство между нашими странами. Какого-либо отхода от этого договора я не вижу. Мне не совсем понятны рассуждения, что в последние месяцы что-то меняется во внешней политике Армении. Принцип комплиментарности реализуется в Армении достаточно давно. Отношения с Россией носят прежний характер. Более того, самые принципиальные решения по развитию армяно-российских отношений и в сфере политики, и в сфере экономики, и в сфере военно-технического сотрудничества были приняты именно в последние три года. Я знаю, что в некоторой степени с моим именем связывают политику комплиментарности. Я считаю, что эта политика лишь может дополнить наши взаимоотношения. Она учитывает сложности, которые имеются в регионе, и направлена на то, чтобы здесь не было создано дополнительных разделительных линий. То есть новой Берлинской стены в Закавказье не желает никто. А наши отношения с Россией не изменились. Мы готовы и будем продолжать сотрудничество.

- В Армении есть политические силы, которые выступают с идеей присоединения страны к российско-белорусскому союзу. Мне даже кажется, что такие радикальные предложения ставят вас в несколько неловкое положение. И все-таки, насколько серьезны такие настроения в Армении и каково ваше отношение к этому?

- Политика армянского президента прежде всего армянская. Вопрос в том, что интересы Армении и России по очень многим параметрам сходятся и очень близки. И этим, в первую очередь, обусловлено стратегическое партнерство между нашими странами. Относительно Союза России и Беларуси. В повестке дня внешнеполитического курса Армении такой вопрос сегодня не стоит. Есть политические партии, которые поднимают этот вопрос, в частности и компартия Армении. Да, проводятся митинги в поддержку этой идеи, часть общества действительно думает о необходимости присоединения к этому союзу. Я также откровенно скажу, что меня позиция компартии в неловкое положение абсолютно не ставит. Я спокойно отношусь к ней. Если попытаться оценить общественные ожидания, понять, какая именно часть общества стремится к этому союзу, то следует исходить из результатов парламентских выборов, которые прошли у нас год назад, из результатов президентских выборов, которые прошли у нас два года назад. Из всех парламентских партий только одна в своей программе ясно высказывалась за присоединение к Союзу России и Беларуси. И эта парламентская партия имеет сегодня в парламенте восемь мандатов из 131. Два года назад на президентских выборах, в финале этих выборов ни у кого из двух основных претендентов в программе эта позиция не была оговорена. Поэтому я повторюсь. Да, часть общества действительно за это, но далеко не все общество. Относительно самого союза. Я приветствую стремление россиян и белорусов к созданию совместного государства, мы готовы очень серьезно расширять и углублять отношения и с Россией, и с Беларусью.

- Господин президент, в последние годы карабахское урегулирование все чаще и чаще связывается с деятельностью Минской группы ОБСЕ. Сейчас есть какие-то предложения нового порядка. В политический оборот брошен термин "общее государство". При этом есть как минимум три понимания этого термина. У Еревана свое понимание, у Баку - свое и у авторов идеи - свое понимание. Как вы видите дальнейший ход обсуждения этой темы и что может в итоге получиться?

- Идея общего государства имеет лишь одно понимание, которое зафиксировано в том документе, который был предложен сторонам конфликта полтора года назад. Он не дает возможности широкой интерпретации достаточно ясной формулировки. Другое дело, что не все стороны конфликта одинаково принимают этот документ. Документ принят двумя армянскими сторонами - и Арменией, и Нагорно-Карабахской Республикой и не принят Азербайджаном. Речь идет о возможной модификации этого подхода, о вариациях вокруг этой темы. Но смысл нашего подхода в том, что в основе урегулирования должен лежать принцип равной правосубъектности сторон конфликта с учетом того исторического прошлого, которое отягощает наши отношения, с учетом де-факто сложившейся ситуации, с учетом того, что недавно была война, унесшая много жизней. И совершенно не учитывать ее итоги просто невозможно. Следующий принцип - это невозможность анклавного существования НКР. Там сформировалось государство, оно уже существует более десяти лет. Там выросло поколение людей, которые считают себя гражданами этого государства и не представляют себя вне этого понятия. Там эффективно функционируют все органы власти. Там создано довольно свободное открытое общество для той ситуации, в которой находится сегодня эта республика. С этим не считаться посредники тоже не могут. И не только посредники. И Армения с этим обязана считаться. Поэтому я перечислил три основных принципа, которые, на наш взгляд, должны лежать в основе урегулирования. Идея общего государства, как мне представляется, дает возможность оптимизации этих интересов, дает реальную возможность продвижения вперед в переговорном процессе. И Россия как сопредседатель Минской группы вместе с американцами и французами играет ведущую роль в урегулировании нагорно-карабахского конфликта.

- Позвольте вернуться к событиям 27 октября прошлого года. Мы, безусловно, радуемся стабилизации, успехам Армении, но нас интересует, что сегодня делается по расследованию этой трагедии.

- Расследование находится на стадии завершения. Думаю, что в ближайшие месяц-два дело будет передано в суд. Каких-либо заявлений делать я не буду, я не хотел бы, чтобы мои заявления или моя оценка повлияли на работу оперативно-следственной группы.

- Господин президент, есть общие для всех стран СНГ процессы, в частности, некоторые страны Южного Кавказа, Центральной Азии испытывают проблемы, связанные с оттоком большей части работоспособного населения. Такая же проблема есть и у Армении. Как вы планируете изменить эту ситуацию?

- Наличие большой диаспоры прежде всего, как правило, говорит о трагическом прошлом народа. У евреев большая диаспора, у ирландцев большая диаспора, у армян, но те процессы, которые происходят сейчас, очень схожи во всех странах бывшего постсоветского пространства и Восточной Европы. В первую очередь они связаны с отсутствием рабочих мест, тяжелой социально-экономической ситуацией, со сложностями переходного периода. Проблема Армении в том, что большая диаспора дает армянам большой выбор, порождает большую мобильность. Как этому противодействовать? Естественно, только активной экономической политикой. Я думаю, нормальный экономический рост в стабильной стране, привлечение иностранных инвестиций и прежде всего армянского капитала из-за рубежа могли бы сыграть здесь определяющую роль. И в этом плане мы довольно активно работаем. В прошлом году состоялся общеармянский форум, который определил основные направления и пути привлечения армянского капитала в экономику Армении. Работаем и над созданием единого общеармянского информационного пространства.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
1020
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
1162
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1440
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
1032

Другие новости