Памятник жертвам геноцида был открыт в Ереване в 1965 г. |
ИЗВЕСТНЫЙ немецкий теолог Мартин Наймоллер писал: "Сначала они пришли за коммунистами, и я не заговорил, потому что не был коммунистом. Потом они пришли за евреями, и я не заговорил, потому что не был евреем. Потом они пришли за католиками, и я не заговорил, потому что был протестантом. Потом они пришли за мной, но к этому времени не осталось никого, кто бы заговорил". Эти слова стали лейтмотивом развернувшейся в ХХ столетии борьбы за признание и осуждение преступлений геноцида. Одному из них - массовой экстерминации и депортации более чем полутора миллионов армян в Османской Турции в 1915-1923 гг. - просвещенное человечество дало страшное название "арменоцид". С тех пор вопрос международного признания и осуждения геноцида армян - как первого в ХХ веке преступления против человечества - стал фактором международной политики, о котором вспоминают при необходимости решения тех или иных проблем с Турцией или же обеспечения "симпатий" со стороны состоятельных и влиятельных армянских общин в той или иной стране мира.
22 февраля комитет Сената Франции принял решение не включать в повестку ближайших обсуждений в верхней палате французского парламента вопрос об утверждении принятой ранее нижней палатой высшего законодательного органа страны, Национальной Ассамблеи специальной резолюции "О публичном признании Францией геноцида армян 1915 года". Сенаторы приняли подобное решение под жестким давлением высшего политического руководства Турции, протест которого был дополнен соответствующими обращениями парламента Азербайджанской Республики. Так, за день до принятия сенаторами решения глава турецкого правительства Бюллент Эджевит в очередной раз заявил о неминуемом ухудшении отношений между Анкарой и Парижем в случае признания Францией геноцида армян. "Я надеюсь, что президент Ширак и премьер-министр Жоспен сделают то, что необходимо, чтобы закон не прошел в Сенате", - сказал премьер-министр Турции. Подчеркнув уже давно продекларированную решимость Анкары ввести экономические санкции против Парижа в случае утверждения "армянской резолюции", на сей раз Эджевит усилил свои "аргументы". "Признание Францией геноцида армян сведет на нет возможность нормализации армяно-турецких отношений и может привести к еще большей эскалации ситуации в регионе", - сказал турецкий премьер.
Как видно, подобный тон оказался эффективным для Турции. Однако победа Анкары краткосрочна. "Армянская резолюция" уже принята нижней палатой французского парламента, и вопрос ее включения в повестку обсуждений Сената нельзя миновать ни при каких обстоятельствах. Как и всегда, особо бурными обсуждения по данному вопросу станут либо при необходимости оказания давления на Турцию, либо в период всенародных выборов во Франции. Аналогичная ситуация ныне развивается в Соединенных Штатах, кандидаты на пост президента которых не могут себе позволить лишиться более чем миллиона голосов и солидных финансовых ресурсов избирателей армянского происхождения. Для последних решающим фактором поддержки того или иного кандидата является его позиция по проблемам международного признания геноцида армян и права Нагорного Карабаха на самоопределение. Примечательно, что почти все президенты США, в том числе и Клинтон, каждый год в день памяти жертв геноцида - 24 апреля - выступают со специальными обращениями к американским армянам, большинство из которых являются потомками насильственно депортированных жителей Западной Армении.
Буквально на днях свою позицию по "армянскому вопросу" представил кандидат в президенты США от Республиканской партии, техасский губернатор Джордж Буш. Призвав "всех достойных и честных граждан США и людей доброй воли во всем мире разделить боль армянского народа по жертвам кощунственного преступления геноцида 1915 года в Османской Турции", Буш пообещал официальное признание Соединенными Штатами "трагедии армянского народа как преступления геноцида" в случае его избрания на пост президента. Примечательно, что аналогичные обещания в свое время были даны и нынешним президентом США Биллом Клинтоном. Однако до сих пор, говоря о событиях 1915-1923 гг. в Турции, Клинтон и другие члены его администрации отказываются использовать термин "геноцид", заменяя его эвфемизмами фразами типа "ужаснейшая трагедия", которым не присуща юридическая определенность.
"Кто же сегодня помнит об истреблении армян?". Именно так ответил Адольф Гитлер на аргументы своих советников, выступающих против воплощения в жизнь "великого" фашистского плана по захвату Польши в 1939 году. Безнаказанность оказалась вопиющей, и человечество охватили новые волны геноцидов - Холокост, Камбоджа, Руанда. ХХ столетие стало "веком убийства" - политически санкционированного и "технически усовершенствованного" истребления более 60 миллионов людей, а "арменоцид" - ставкой в международной политике.
Ереван