0
3730
Газета СНГ Интернет-версия

18.02.2000 00:00:00

Могут ли Россия и Иран противостоять США?

Тэги: США, Ирак


УСИЛЕНИЕ влияния США в странах Закавказья и Центральной Азии вызывает серьезную обеспокоенность Москвы и Тегерана. Это связано с тем, что США стремятся полностью вытеснить Россию и Иран из богатого энергоресурсами и стратегически важного Каспийского региона. Пока в Тегеране и Москве думают, как противостоять американскому экспансионизму, в Вашингтоне разрабатывают дальнейшие планы по укреплению позиций США в южных странах СНГ. При этом главную ставку США делают на Азербайджан. Ведь укрепившись на Каспии, можно без особого труда взять под контроль и новые независимые страны Центральной Азии.

Успех американской военной политики заключается в том, что она проводится последовательно и не зависит от политических перемен внутри страны. Кроме того, американская дипломатия получает необходимую поддержку администрации Вашингтона. Между тем российская дипломатия последнего десятилетия порой вообще не отвечала национальным интересам России. Ельцинская Россия просто не хотела или не сумела укрепить Содружество Независимых Государств. СНГ должно было играть хотя бы роль буфера между Россией и ее традиционными противниками, и прежде всего членами НАТО. Но этого, к сожалению, не случилось.

Внешняя политика России за последние 10 лет в отношении Каспийского региона не была последовательной. Несмотря на то что Азербайджан является геополитически важным для Москвы регионом, раньше всего из стран СНГ Россия свои войска вывела именно из Азербайджана. Между тем российские войска до сих пор присутствуют и в Армении, и в Грузии. Сегодня у России, кроме военного сотрудничества с Арменией, не осталось больше никаких других рычагов давления на Азербайджан.

Россия лишила себя и другой важной возможности воздействия на Азербайджан и иные прикаспийские страны. Речь идет о статусе Каспийского моря. Хотя Москва имела в этом вопросе достаточно хорошие стартовые позиции: договоры между СССР и Ираном от 1920 и 1940 гг., определяющие статус Каспия, поддержка Москвы со стороны Ашхабада и Тегерана. Но тем не менее Россия не смогла защитить свои интересы и даже предала своих союзников в вопросе статуса Каспия, признав его раздел по национальным секторам. В начале июля 1998 г. в Москве президенты России и Казахстана подписали соглашение о разделе дна северной части Каспийского моря. Следует отметить, что именно после соглашения Ельцина и Назарбаева Туркмения вынуждена была согласиться с разделом Каспия по национальным секторам, чего долго добивались США с помощью Азербайджана. До этого соглашения Ашхабад решительно выступал против секторального деления Каспия и поддерживал Иран и Россию в данном вопросе. После этого заметно охладели отношения Москвы с Ираном, который является стратегическим союзником России во многих региональных вопросах.

Возвращаясь к причинам ослабления влияния Москвы на Каспии, можно отметить несогласованность позиций МИД РФ и российских нефтяных компаний, прежде всего "ЛУКОЙЛа", в каспийском вопросе. В то время как российский МИД выступал против раздела Каспия, президент "ЛУКОЙЛа" Вагит Алекперов в Баку подписывал все новые контракты по добыче нефти в азербайджанском секторе Каспийского моря. "ЛУКОЙЛ", игнорируя заявления российского МИДа, самовольно признал секторальное деление Каспия, предложенное Вашингтоном и реализуемое Азербайджаном. Следует отметить, что американские нефтяные компании не участвуют в проектах, не одобренных администрацией Вашингтона.

"ЛУКОЙЛ" - пока единственный солидный российский участник в малорентабельных, иногда даже и нерентабельных нефтяных проектах Азербайджана. Правда, в проектах Баку участвует еще и лужковская Центральная топливная компания (ЦТК) г. Москвы, возглавляемая Юрием Шафраником. Участие компаний Алекперова и Шафраника в азербайджанских нефтяных проектах прежде всего связано с их личными интересами. Так, на днях газета "Новые Известия" опубликовала скандальный материал о том, что якобы глава "ЛУКОЙЛа" Вагит Алекперов претендует на пост президента Азербайджана и для этого он ищет подходящий момент. Возможно, с этим связано и то обстоятельство, что многие нефтяные проекты Азербайджана существуют только благодаря участию в них "ЛУКОЙЛа". Потому что многие из них экономически нецелесообразны. Исходя из этого можно предположить, что участие "ЛУКОЙЛа" во многих проектах Баку скорее всего связано не с интересами России и даже самой компании, а с президентскими амбициями Вагита Алекперова.

После всего изложенного логичен вопрос: может ли Россия хоть каким-то образом вернуть свои утраченные позиции в районе Каспийского бассейна и прилегающих к нему Закавказском и Центральноазиатском регионах? Думается, да. Многие проблемы региона по-прежнему не представляется возможным решить без помощи, а порой и без желания России. Это - разрешение конфликтов в Нагорном Карабахе, Абхазии, Южной Осетии, "охлаждение "горячих голов" лидеров Аджарии, которая в случае полного вывода оттуда российских войск также захочет отделения от Грузии. При ущемлении интересов России также не будет эффективно работать транспортный коридор Азия-Кавказ-Европа. Кроме того, Армения, по сути, отодвинута от глобальных экономических проектов региона, в частности Азербайджан и Турция блокируют ее участие в проектах по строительству нефтепровода Баку - Джейхан и газопровода Туркмения - Каспий - Азербайджан - Грузия - Турция и далее в Европу. Это означает, что сепаратисты в Нагорном Карабахе и Абхазии не без помощи России будут угрожать стабильности в регионе и способны дестабилизировать обстановку в Азербайджане и Грузии, через которые и пролегает этот коридор. Лидеры как Абхазии, так и Нагорного Карабаха отдают предпочтение российским мирным инициативам, они доверяют гораздо больше Москве, чем Западу. Поэтому и Грузия, и Азербайджан вновь вынуждены прибегать к помощи России в разрешении этих конфликтов.

В свою очередь, Москве и Тегерану следует также искать более приемлемый для противостоящих сторон в Нагорном Карабахе план разрешения этого конфликта. В случае если будет разрешен карабахский конфликт, для США и НАТО не будет повода для проникновения в Азербайджан. Сегодня Азербайджан более склонен к компромиссам, чем пять-шесть лет назад. Руководители республики хорошо понимают, что с помощью США невозможно решить карабахский конфликт, - сегодняшний американский план урегулирования, предусматривающий создание "общего государства" Нагорным Карабахом и Азербайджаном, никак не устраивает Баку. Этот план исключает вертикальное подчинение Нагорного Карабаха Азербайджану и практически превращает непризнанную республику в независимое государство. Поэтому план карабахского урегулирования, предложенный Россией и Ираном, которые также опасаются сепаратистских движений на своих территориях, для Азербайджана будет гораздо более приемлемым, чем американский.

Так же можно поступить и с Грузией в абхазском вопросе. Шеварднадзе уже достаточно разочаровался в Западе. Поэтому Россия, имея достаточно сильные рычаги давления на руководство Абхазии, может решать конфликт между Сухуми и Тбилиси. Грузия также вынуждена принять условия России по урегулированию абхазского конфликта.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1138
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
701
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1367
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1353

Другие новости