Российские политики должны учесть, что президент Узбекистана - сторонник развития отношений
на двусторонней основе. Фото Фреда Гринберга (НГ-фото) |
В МИНУВШЕЕ воскресенье в Узбекистане состоялись выборы президента, которые прошли при высокой явке избирателей: люди стали приходить на свои участки уже в 6 часов утра. Фактически выборы можно было признать состоявшимися уже к 12 часам дня, поскольку к тому времени из 12 миллионов избирателей проголосовало более 50%, а к 16.00 проголосовало почти 82% избирателей. В понедельник в первой половине дня Центризбирком Узбекистана обнародовал предварительные итоги: из 12 746 903 избирателей в голосовании приняли участие 12 123 199 человек, что составило 95% от числа имеющих право голоса.
Победа Ислама Каримова была более чем убедительной - за действующего президента, подтвердившего свой мандат, проголосовало больше одиннадцати миллионов граждан Узбекистана (91,9% избирателей), причем за Каримова проголосовало не только большинство граждан Ташкента (93%), Бухары (92%), Самарканда (92,9%), но и население Ферганы (92%) и Намангана (90,80%), а эти регионы считаются и считались наиболее "сложными" в конфессиональном отношении. Из чего можно сделать вывод, что Исламу Каримову накануне президентских выборов удалось добиться консолидации самых разных слоев общества и самых разных регионов республики.
Соперник президента Абдулхафиз Джалалов, уроженец Намангана, доктор философских наук, лидер Народно-демократической партии Узбекистана, получил всего 4,17% голосов (за него проголосовало чуть более 505 тысяч человек), причем максимальное число избирателей проголосовало за Абдулхафиза Джалалова в Намангане, откуда он родом (5,4%), Навои (5,1%), Бухаре (4,4%), а в остальных регионах соперник президента собрал голоса от 3 до 5% избирателей. Итак, президентский марафон в республике завершился победой Ислама Каримова.
Возможно, если бы в Узбекистане и в мире была другая ситуация, а в Ташкенте не прогремели бы в минувшем году организованные террористами взрывы, унесшие человеческие жизни, если б вообще жизнь была более спокойной и благостной, как в Швейцарии, не исключено, что такую же убедительную победу одержал бы философ и знаток диалектики Гегеля, автор многих книг Абдулхафиз Джалалов - впрочем, название одной из его книг имеет прямое отношение не только к Узбекистану, но и ко всем странам СНГ, поскольку называется вполне символично: "Ответственность независимости". Дефицит этой ответственности ощущается на всем постсоветском пространстве - и, судя по консолидации узбекского общества в день президентских выборов, оно увидело только в Исламе Каримове именно такого лидера, который осознает весь груз этой ответственности.
Международные наблюдатели из 26 государств (включая Россию и страны СНГ) не выявили никаких существенных нарушений и все как один отметили высокую явку избирателей, а международные наблюдатели из США и Кореи, член конгресса США Бо Болтер, представляющий Еврейский институт национальных стратегических проблем, а также дипломат из Кореи Лимб Ток Кю, отвечая на вопрос обозревателя "НГ", в чем они видят доказательства демократических процессов в Узбекистане, в первую очередь назвали именно этот критерий - политическую активность граждан Узбекистана. Господин Болтер увидел в этом факте еще и межнациональную толерантность, поскольку эту активность, по его наблюдениям, проявили люди разных конфессий и национальностей. Вообще же интерес к президентским выборам в Узбекистане был беспрецедентным: в Ташкент прибыло более ста зарубежных наблюдателей, экспертов, журналистов, причем больше всего наблюдателей и экспертов прибыло из США - почти в два раза больше, чем из России ("наших" было 12 человек) и в три раза больше, чем из Германии, что, конечно, нельзя назвать случайным: сама эта статистика свидетельствует о том, что не без сожаления констатируют российские эксперты и исследователи - Россия, как это ни странно звучит, плохо знает Узбекистан, не изучает его столь последовательно и дотошно, как американцы и европейцы, и абсолютно не изучает узбекский рынок, огромный по своим возможностям, без которого нереально не только "стратегическое партнерство", но и вообще какое-либо партнерство.
Выборы президента в Республике Узбекистан для большинства международных наблюдателей стали одним из поводов проанализировать, как вообще идут процессы демократизации общества и структур власти в Узбекистане. С точки зрения постороннего наблюдателя, склонного к теоретическим координатам, может быть, они идут "медленно", но они адекватны менталитету народа и уровню развития республики в данный исторический момент. Не только в Узбекистане, но и во всех бывших республиках СССР практически невозможна "форсированная" демократия и механический перенос "западных ценностей" (особенно при наличии "восточного" менталитета) - это, кажется, случилось с одной Россией, где произошли действительно гигантские перемены за последние десять лет (начиная с самого бесспорного завоевания - свободы российской прессы), но российский опыт, весьма рискованный, не повторило больше ни одно государство. Поэтому и процессы в Узбекистане, как и сами выборы, можно оценивать как бы на двух уровнях: первый - условно говоря, "нижний уровень", который касается внутренних проблем самой республики, начиная от весьма проблематичной свободы прессы и кончая реальными и последовательными экономическими реформами, предварительные итоги которых довольно высоко оценивают наблюдатели, в том числе и российские.
В числе фактов демократизации называют нынешние альтернативные выборы (когда важен не столько итог, сколько прецедент), увеличение числа политических партий и фракций в парламенте (пять вместо двух), социальные программы по защите различных слоев населения, в том числе врачей, учителей, рабочих и т. д. Второй уровень оценки "узбекской модели" имеет геополитическое значение (хотя сам термин применяется прежде всего по отношению к экономическим реформам): судя по всему, Узбекистан в ближайшие годы может стать действительно регионально значимой страной (иногда говорят и о "региональной державе"), оказывающей большое влияние на всю Центральную Азию. Именно в этом обстоятельстве следует искать разгадку беспрецедентного интереса к республике и к выборам ее президента со стороны США, Германии, Израиля, Китая, Кореи, Японии, Афганистана и других стран мира.
Вот почему и для России (в большей степени, чем для других стран СНГ) итоги президентских выборов и победа Ислама Каримова как признанного лидера своего государства имеют большое значение: незадолго до январских выборов в Узбекистане состоялась встреча российского премьера Владимира Путина с президентом Узбекистана Исламом Каримовым, которую высоко оценили в Ташкенте и которая стала поворотным моментом для создания условий "стратегического партнерства" двух стран. Этот действительно исторический шанс не должна упускать Россия (как, впрочем, и Узбекистан) - и дело здесь не только в военно-техническом или торгово-экономическом сотрудничестве: реальное "стратегическое партнерство" России и Узбекистана способно коренным образом поменять геополитическую ситуацию в регионе.
Более благоприятной ситуации, чем сейчас, в дальнейшем может и не представиться, поскольку этот поворот к партнерству находит поддержку и среди населения Узбекистана: как сказала одна обыкновенная женщина, узбечка по национальности, проголосовав за Каримова, когда мы поинтересовались ее мнением о Владимире Путине: "Если б надо было у нас в Узбекистане голосовать за Путина, то мы бы за него проголосовали так же, как за Каримова!" Вообще же в Узбекистане интерес к России и ее политике оказался для российских наблюдателей неожиданно высоким - выяснилось, что тут следят за всеми перипетиями российской политической жизни иногда с большей заинтересованностью, чем, скажем, в обычном русском городе, а такой постоянный интерес нельзя придумать или тем более "организовать" сверху. Следовательно, можно сказать, что Узбекистан, который столь убедительно проголосовал за своего президента Каримова, готов, метафорически выражаясь, "проголосовать" и "за Путина", то есть за связи с Россией, их восстановление и расширение.
России надо быть готовой к тому, что Узбекистан был и остается во многом "трудным" партнером, в том смысле, что партнером самостоятельным и экономически независимым: в течение трех последних лет Узбекистан добился "хлебной" независимости и перестал покупать зерно за счет собственных посевов, Республика Узбекистан добилась энергетической независимости - около 15% всех инвестиций было вложено в реформирование отрасли, и сегодня Узбекистан экспортирует нефть, газ и нефтепродукты. Узбекистан остается хлопковой державой (а текстильной промышленности России хлопок жизненно необходим) и занимает 4-е место в мире по производству и 2-е место в мире по экспорту хлопка. России тоже есть что предложить своему партнеру, только разворачивать эту работу (скажем, автомобиле- или самолетостроение) надо оперативно, без промедлений осваивая и изучая рынок Узбекистана.
Ташкент