Вероятно, было бы не совсем правомерным утверждение, что заявление бывшего директора Агентства национальной безопасности США Уильяма Одома произвело в Грузии эффект разорвавшейся бомбы. Речь, конечно же, идет о точке зрения американского генерал-лейтенанта в отставке, обозначившего гипотетическую роль Евгения Примакова в подготовке терактов против президента Грузии в период, когда Примаков возглавлял российское правительство в качестве премьера. Тем не менее возникает вопрос: обязаны ли в Тбилиси воспринимать такое заявление всерьез? Очевидно, что не иначе.
Земляки не поняли друг друга в очередной раз. Фото Фреда Гринберга (НГ-фото) |
После теракта, совершенного 29 августа 1995 г., Эдуард Шеварднадзе не раз высказывался о том, кто его преследует и почему. Но он никогда не указывал конкретного адреса, ограничиваясь определением "реакционные круги России". Президент сохранил самообладание и после февральского теракта в 1998 г., когда его "Мерседес" расстреливали почти в центре Тбилиси. Затем был разоблачен очередной заговор. То обстоятельство, что бывший министр иностранных дел СССР, ныне глава суверенного государства - президент Грузии Эдуард Шеварднадзе стал объектом упорно и ожесточенно ведущейся охоты со стороны некоторых сил, причем сил "могущественных", по определению Шеварднадзе, сомнений не вызывает давно.
О ЧЕМ ПОВЕДАЛО РАДИО "СВОБОДА"
Заявление Уильяма Одома, с которым он счел необходимым выйти в эфир, обращено не только к проблеме организации покушений на грузинского лидера. Эта тема рассматривается в контексте сталкивающихся в Кавказском регионе многообразных интересов. Будучи выразителем мнения американской стороны, г-н Одом говорит следующее (цитата приводится полностью в изложенной Интернетом версии): "Мне неизвестны мотивы премьер-министра Путина, его личные цели и амбиции. Но достаточно ясно, что он использует эту ситуацию для того, чтобы усилить свое правительство и отвлечь внимание российской общественности от более насущных и важных проблем, которые российское правительство обязано решать. Действуя таким образом, он пытается заставить российскую общественность забыть о провалах правящего в стране режима. Последствия такой политики для России будут весьма неприятными. Проведение аналогии с Косово противоречит фактам. Так делал Сталин во время великих чисток.
Я хотел бы указать на то, что ускользает от внимания многих людей, рассматривающих эту ситуацию. Премьер-министр Путин и его окружение из числа военных используют эту чеченскую кампанию для того, чтобы оказать жесткое давление на Шеварднадзе. Они уже сделали попытку расчленить Грузию, отобрав у нее Абхазию и Южную Осетию. Сейчас они хотят использовать чеченские события для того, чтобы разместить там войска, противником чего выступает нынешний президент Грузии. Российское правительство начиная со времени правления Примакова предприняло по крайней мере две попытки совершить покушение на Шеварднадзе. Руководство Грузии предоставило правительствам ряда зарубежных стран убедительные доказательства. Примаков лично был вовлечен в это. Он использовал агентуру российской внешней разведки в Белоруссии, и с его ведома было совершено покушение в мае на Шеварднадзе и на некоторых лиц из его окружения. В нашем распоряжении есть пленки с записями разговоров, которые сделали сами киллеры, которые исполняли покушение. И за год до этого первая попытка убить Шеварднадзе была совершена отнюдь не любителями, а настоящими профессионалами, хорошо подготовленными военными группами. Они могли быть подготовлены только в России. Кроме того, есть масса вещественных доказательств, собранных на месте преступления, которые все это подтверждают. Я думаю, что, скажем так, "реимпериализация", восстановление имперской власти над всем Кавказом - это та цель России, которую нельзя упускать из виду. Это не просто борьба с так называемым терроризмом в Чечне".
Реакция в Тбилиси
Президент Грузии прежде всего заявил, что следствие и соответствующие правовые действия в связи с известными терактами, а также с попыткой государственного переворота по-прежнему продолжаются и будут продолжаться, пока не прояснятся все без исключения детали. Во избежание каких-либо домыслов и подозрений Шеварднадзе подчеркнул, что "президенту недоступны и не должны быть доступны ни материалы следствия, ни оперативные материалы". Он считает, что источником информации, породившей "шумную сенсацию", может быть Игорь Георгадзе и его покровители. Обращает на себя внимание и такая фраза: "Если бы главный подозреваемый был сейчас изолирован, мы могли бы избежать многих недоразумений". Президент выразил и надежду, что власти России, которые искренне выражают готовность (во всяком случае, заявляют об этом) бороться с терроризмом, приложат все усилия, чтобы с этим недоразумением было покончено. К сожалению, сказал Шеварднадзе, это неприятное явление в российско-грузинских отношениях до сих пор вызывает беспокойство, при том, что ни одна из находившихся у власти сил, включая господина Евгения Примакова, не позаботилась исполнить свой долг перед соседней дружественной страной. Но вместе с тем президент как явно позитивный факт расценил активность российских властей, Министерства внутренних дел России и других структур, немало сделавших " для исправления ошибок прошлого". Здесь имеется в виду та конструктивная роль, которую сыграл Сергей Степашин как министр и глава правительства в сближении позиций сторон и активизации сотрудничества правоохранительных органов.
Такова точка зрения главы государства. Руководители силовых структур предпочитают быть с прессой менее многословными, что легко понять с учетом деликатности темы. Факт причастности Евгения Примакова к организации заговора с целью государственного переворота министры внутренних дел (Каха Таргамадзе) и безопасности (Вахтанг Кутателадзе) не подтверждают и не опровергают, давая, возможно, понять, что и то, и другое было бы преждевременным шагом.
Но грузинские спецслужбы, насколько известно, всегда (если начинать отсчет времени с сентября 1995 г., когда Игорь Георгадзе покинул пределы Грузии с аэродрома российской военной базы, расположенной в тбилисском пригороде Вазиани) располагали сведениями о том, кто, где и какого характера содействие оказывает бывшему шефу Службы безопасности Грузии. Интерфакс справедливо замечает, что "феврале прошлого года после покушения на Эдуарда Шеварднадзе в Тбилиси не осталась не замеченной реакция Евгения Примакова в связи с этим терактом". Министр иностранных дел России, инспектируя тогда подразделение российских миротворцев в Боснии, во время встречи с командованием высказал сомнение в непробиваемости бронированного "Мерседеса". Президент Грузии, которого спасла именно броня специально для него изготовленного в Германии автомобиля, тогда предложил Примакову поменяться машинами.
Сегодня представители следственных органов в Тбилиси заявляют, что о роли Евгения Примакова в организации терактов и заговора, если действительно есть о чем рассказать, может поведать Игорь Георгадзе. Однако его четыре года не выдают грузинским властям, что, по мнению следователей прокуратуры, органов внутренних дел и безопасности, заставляет предполагать участие руководящих должностных лиц российской политической элиты в подготовке несостоявшегося (пресеченного) в мае 1999 г. теракта против Эдуарда Шеварднадзе. Вряд ли, как считают здесь, в Москве будут правы, если объяснения останутся прежними. Потому что, если Георгадзе находится на территории России, не найти его невозможно. Если же его нет надобности искать, так как места укрытий известны, то тем более. Если же о таких местах знают только непосредственные покровители, но не знают власти, то тогда властям следует найти методы воздействия на покровителей. Этот механизм не работает, и никто не прилагает усилий к тому, чтобы он заработал, что противоречит простой логике и возможностям тех государственных инстанций, которые обязаны заботиться об имидже дружественной страны, ориентированной на демократические цели.
В грузинских СМИ прозвучали тем временем высказывания сотрудников компетентных органов, согласно которым в следственных материалах фигурируют "граждане России", но будет ли возбуждено уголовное дело в отношении этих граждан или нет, зависит от появления новых данных и от результатов дальнейшей работы. Возможно, они прольют или уже пролили свет и на обстоятельства прежних терактов. По крайней мере, известно, что исполнителей февральского (1998 г.) покушения готовили в одном из военных учебных центров на территории Чечни, а в Москве об этом не знать не могли. Не случайным в столице Грузии считают заявление Салмана Радуева, последовавшее вслед за терактом. В Тбилиси привезли задержанного во Владикавказе главного участника того теракта, Нугзара Чухуа, уже допрошенного. Чухуа признался в том, что именно он стрелял из гранатомета "Муха" по "Мерседесу". Теперь ему предстоит давать показания в Тбилиси, где местное телевидение уже показало видеозапись наиболее интересных фрагментов допроса Чухуа во Владикавказе.
Тбилиси