0
1748
Газета СНГ Интернет-версия

16.10.1999 00:00:00

Казахстан пугает инвесторов

Тэги: Казахстан, Назарбаев


В НЕДРАХ казахской земли - несметные богатства. По некоторым данным, только запасы "Тенгизшевойля" оцениваются суммой от 2 до 4 млрд. долл., золотовалютные резервы - в 1,5 млрд. И это не говоря о запасах других ископаемых. Почему же тем не менее внешний долг Республики Казахстан на сегодняшний день составляет более 200 млн. долл.?

Восток - дело тонкое

Совсем недавно президент независимого Казахстана Нурсултан Назарбаев побывал с деловым визитом в центре мировой торговли Сингапуре. На всех встречах и презентациях он призывал бизнесменов и предпринимателей активнее инвестировать в казахскую экономику, что, по его же словам, сулит инвесторам баснословные барыши.

Как это бывает зачастую, в суете окружение президента напрочь забыло проинформировать своего шефа о письме, которое было направлено лично г-ну Назарбаеву от одного из крупных деловых людей Сингапура Бернарда Чана, ныне председателя Совета директоров одной из крупнейших компаний страны, председателя парламентского комитета по обороне и иностранным делам. Странно, но на обращение иностранного инвестора окружение президента Казахстана никак не отреагировало. А, между прочим, зря.

Если сравнивать на сегодняшний день Казахстан и Сингапур, то это, что называется, земля и небо. Люди, достаточно хорошо знакомые с положением дел островного государства, утверждают, что там за чуть более чем тридцатилетний срок удалось построить социализм с "человеческим лицом". Здесь на острове не знают, что такое безработица, инфляция и другие язвы капитализма. Средняя заработная плата около 1,5 тыс. долл. в месяц, бесплатное образование и медицинское обслуживание. Молодожены получают бесплатное жилье. Все это достигнуто в результате правильной экономической политики и неустанного труда 3,5-миллионного населения. Нет здесь и трений на межнациональной основе. Никто не называет другого "лицом китайской, индийской, малайзийской или еще какой-нибудь другой национальности".

ИСПЫТАНИЕ "МЕДНЫМИ ТРУБАМИ"

3 февраля 1995 г. казахстанское АО "Джезказганцветмет" заключает договор с английской фирмой "Ноубл Коул ЛТД." - контракт о купле-продаже 5 тыс. т катодной меди общей стоимостью 10 млн. долл. 4 апреля того же года компания "Ноубл" через своего сингапурского партнера и сингапурский банк произвела предоплату в полном объеме. Согласно договору, первая партия катодной меди, а это 1667 т, должна была быть поставлена продавцом по указанному покупателем адресу в октябре 1995 г. А последняя партия должна была быть отгружена в декабре.

Однако казахстанской стороной ни одна поставка не была произведена. Не дождавшись вразумительного ответа от партнера о причинах непоставок, фирма "Ноубл" забила тревогу и потребовала, согласно контракту, либо выполнения медеплавильным комбинатом взятых на себя обязательств, либо возврата предоплаты уже упомянутой суммы в 10 млн. долл. - уже с процентами, как это принято в таких случаях у настоящих деловых партнеров. Кстати, задолженность со всеми процентами и различными накрутками уже вдвое превысила сумму предоплаты, произведенной "Ноублом" четыре года назад. Но казахстанская фирма, видимо, полагала, что авось рассосется. И не собиралась ни товар поставлять, ни деньги отдавать.

ГДЕ ДЕНЬГИ, КИМ?

Конечно, складывающаяся ситуация выглядела более чем странной. Но на поверку все оказалось до банального просто. Выяснилось, что 7 июня между правительством РК и корейско-немецкой компанией "Самсунг Дойчланд ГмБХ" был подписан контракт, согласно которому права на управление государственным пакетом акций АО "Джезказганцветмет" переданы вышеупомянутой корпорации сроком на пять лет.

Тем не менее управляющая фирма, опять-таки согласно договору, обязалась погасить кредиторскую задолженность медеплавильного комбината в течение одного месяца после проведения аудиторской проверки, но не позднее 90 банковских дней. Президентом АО "Джезказганцветмет" назначается гражданин Казахстана Владимир Ким, который, по его же словам, реальной властью не владеет. Да и откуда ей взяться, если крупнейший комбинат был отдан на откуп иностранным предпринимателям.

Широко известно, что главным приватизатором в РК был бывший премьер-министр Акежан Кажегельдин. Сейчас все больше огласки получают факты незаконной приватизации, когда наряду с широко объявленным и разрекламированным тендером шел торг, скрытый от глаз широкой общественности. Победителем в конечном итоге становился тот, кто давал больше всех взяток. Так, согласно сведениям из хорошо информированных журналистских кругов, только с продажи "Джезказганцветмета" г-н Кажегельдин и его подельники могли получить многомиллионную прибыль.

Поэтому становится понятным, почему изначально были бессмысленными и безрезультатными хождения и письменные обращения кредиторов в АО "Джезказганцветмет", кабинет министров, правоохранительные органы, к президенту. А в это время шла вовсю незаметная для окружающих подковерная борьба. Управляющий комбинатом Владимир Ким обращается в правительство РК с просьбой пересмотреть условия контракта в отношении долгов. В итоге 29 декабря 1995 г. премьер-министр подписывает Постановление # 1895, в котором объявляется мораторий по погашению кредиторской задолженности до 31 декабря 1996 г., тем самым ущемляя конституционные права других предприятий (в том числе и "Ноубла"), которые гораздо раньше инвестировали в "Джезказганцветмет". Но на простой вопрос, где же все-таки деньги инвесторов, г-н Ким хранит загадочное молчание.

Уже в феврале Министерство юстиции обратилось в правительство с предложением отменить вышеупомянутый документ, так как он не имеет силы закона. Более того, Генеральная прокуратура своим представлением в правительство требует устранить нарушение законности и принять конкретные меры по отмене противоречащего соглашения, а также рассмотреть вопрос об исполнении фирмой "Самсунг" условий контракта по погашению долгов. Наконец, в марте 1996 г. Джезказганский народный суд признает недействительным постановление кабинета министров РК и направляет соответствующее письмо на имя председателя Конституционного суда республики.

Но определение Джезказганского городского суда о принудительном взыскании долгов через наложение арестов на расчетные счета и имущество неоднократно приостанавливается председателем областного суда г-ном Угрюмовым. Однако и он в конце концов вынужден признать, что оснований не исполнять все находящиеся решения о принудительном взыскании кредиторских задолженностей с комбината нет. Но торжества по поводу одержанной победы оказались преждевременными. Уже 30 апреля 1996 г. председатель горсуда Джезказгана уведомляет кредиторов о том, что решение облсуда о взыскании кредиторских задолженностей не может быть исполнено в силу Постановления правительства РК "О мерах по восстановлению платежеспособности и предотвращению банкротства АО "Джезказганцветмет" под # 500 от 23 апреля".

Правительство намеренно пытается подвести Джезказганский медеплавильный комбинат под закон о банкротстве. В постановлении говорится, что это производится в связи с выявленными кредиторскими задолженностями, на основании чего "Джезказганцветмет" признается несостоятельным. По утверждению управляющего директора, при подписании контракта с "Самсунгом" кредиторская задолженность составляла 4 млрд. тенге и вдруг ни с того ни с сего возрастает до 10 млрд. тенге. С чего бы? А все просто: легенда о скрытых долгах нужна была фирме "Самсунг" для того, чтобы не выплачивать кредиторские задолженности.

Ситуация выглядит еще более парадоксальной при чтении официозной казахстанской прессы, где черным по белому написано, что в марте комбинатом получено самое большое количество меди - 18,5 тыс. т. Ко всему прочему становится достоянием гласности, что в течение некоторого времени фирма "Самсунг" отгрузила 50 тыс. т меди в порту Находка с дальнейшей доставкой в Южную Корею, 66 тыс. т - в Санкт-Петербург и далее в Германию и еще 70 тыс. т - в Новороссийск. Разумеется, при таких аппетитах южнокорейского монстра уже не до прочих кредиторов. Все это стало возможным из-за волюнтаристского толкования законов госчиновниками правительства РК. К тому же есть соответствующий Указ президента РК "О банкротстве", имеющий силу закона. Согласно ст. 11 п. 1, внешнее управление имуществом должника достигается соглашением между собственником и кредиторами, а не постановлением кабинета министров, которое принимается в одностороннем порядке. Согласно же закону о банкротстве, на период установления внешнего управления имуществом должника руководитель хозяйствующего субъекта отстраняется от выполнения обязанностей по управлению должником. Исходя из вышесказанного, корпорацию "Самсунг" необходимо отстранить от управления и предъявить судебный иск в международные судебные органы за невыполнение условий контракта и доведение гиганта цветной металлургии Казахстана до банкротства.

Тем не менее, вопреки ожиданиям, суды не исполняют свои же решения о принудительном взыскании долгов, а правительство нарушает указ президента и Конституцию, в которых говорится о равенстве всех форм собственности перед законом.

"АЛЕМ БАНК" ПРОТИВ БАНКА "ТУРАН-АЛЕМ"

При подписании контракта между "Ноубл Коул ЛТД." и "Джезказганцветметом" гарантом с казахстанской стороны выступил второй по величине банк страны - "Алем Банк". Заметим: не коммерческий, а государственный. Общую сумму с процентами, которая составила около 12 700 000 долл., казахстанский гарант обязался уплатить по первому требованию. В соответствии же с договором о переуступке гарантии от компании "Ноубл" с ведома и согласия "Алем Банка" получил сингапурский банк.

По истечении срока поставки меди и в соответствии с условиями гарантии "Алем Банк" получил письменное требование об уплате вышеприведенной суммы. После нескольких приличествующих моменту реверансов 9 ноября 1995 г. "Алем Банк" сообщает своим сингапурским коллегам, что предъявил требование об уплате по гарантии со счетов "Джезказганцветмета". Тем самым "Алем Банк" отказался исполнить свое обязательство по гарантии.

А 15 ноября 1997 г. происходит слияние "Алем Банка" с "Туран Банком". Вновь народившееся детище признается правопреемником своих финансовых родителей и несет согласно правопреемственности ответственность по всем их обязательствам. И опять начинается сказка про белого бычка... Есть обещания, есть признание обязательств по долгам, только вот денег нет.

А между тем сумма долга растет как снежный ком. Сюда уже входят не только долг по гарантии (примерно 12 700 000 долл.), но и неустойка за неправомерное пользование чужими деньгами в течение двух лет. И сумма эта достаточно кругленькая - не менее 4 864 100 долл. плюс 198 931 долл. за издержки и расходы из-за несвоевременного исполнения обязательств по гарантии.

А между тем, согласно подсчетам руководства "Ноубла", приведенным в претензии к АО "Джезказганцветмет", сумма нанесенного ущерба и вовсе составила около 22 млн. долл.

ЧТО В ИТОГЕ

Итак, казахстанская сторона отказывается возвращать чужие деньги, равно как и не собирается выполнять свои обязательства по контракту о поставке 5 тыс. т меди.

Арбитражный суд при Международной торговой палате в Париже, куда вынуждена была обратиться фирма "Ноубл" с иском против "Джезказганцветмета" и банка "Туран-Алем", состоялся дважды - в апреле и ноябре 1998 г.

Решение арбитражного суда было однозначным: "Джезказганцветмет" признали ответственным по всем пунктам предъявленного к нему иска.

Своим решением (в марте 1999 г.) суд обязал "Джезказганцветмет" выплатить основную сумму долга и помимо этого те издержки, которые возникли в связи с невыполнением контрактных обязательств. На слушаниях в Париже в качестве свидетеля со стороны ответчика выступал вышеупомянутый г-н Ким. Так как решения парижского суда не выполнялись, истец вынужден был обратиться в судебные органы Казахстана за принудительным взысканием. Небезынтересными с точки зрения юридической практики представляются результаты рассмотрения иска сингапурского "Банка Лимитед" против банка "Туран-Алем" в казахстанском суде. На различных уровнях судопроизводства имели место попытки откровенного давления и шантажа местных юристов, представлявших интересы сингапурского банка. После ряда протестов, представленных истцами против незаконных и необоснованных решений, Верховный суд не нашел ничего лучше, как объявить вне закона на территории Казахстана правила Международной торговой палаты.

По сути, создан прецедент, который ставит под угрозу позиции любого участника внешнеэкономических отношений, осуществляющего коммерческую деятельность на территории Казахстана с организациями, предприятиями и фирмами республики. А это означает, что Верховный суд РК сводит на нет все усилия руководства республики по созданию имиджа страны с наибольшим экономическим благоприятствованием.

Алма-Ата-Астана-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
278
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
243
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
356
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
241

Другие новости