Александр Зинченко |
- АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ, сегодня многие политики в России говорят, что на Украине русский язык в СМИ фактически отсутствует. В то же время телевизионный канал "Интер", вещает на русском языке. Расскажите об истории возникновения телеканала.
- Становление и развитие телеканала "Интер" отражает непростую историю нынешних взаимоотношений России и Украины. Напомню, что Леонид Кучма был избран благодаря одному из своих программных тезисов, который призывал к российско-украинской интеграции. В 1995 году был принят закон Украины, который не позволяет в эфирном пространстве транслировать исключительно зарубежное телевидение, а российское к тому времени на Украине стало зарубежным. Единственное, что оставалось, - интегрироваться в каком-то совместном предприятии, и у нас родилась идея образовать подобное предприятие. Предусматривалось, что ведущая роль на канале будет принадлежать полюбившимся программам Общественного российского телевидения. Проект при поддержке нынешнего президента стал реальностью - мы в телевизионном эфире уже четвертый год.
Вообще канал должен вещать на двух языках - этого требует и лицензия, которую мы получили, но хотелось бы учитывать естественность украинской языковой среды. Я думаю, на информационном поле Украины необходимо иметь канал, преимуществом которого было бы наличие русскоязычных передач. Лицензия же была выдана с условием вещания 50 на 50, и я должен отметить, что тем людям, которые были ответственны за старт канала, хватило политической дальновидности и терпения. Ситуация "50 на 50" сильно исказила бы и информационную, и языковую среду на канале. Поэтому сегодня русскоязычных передач на канале больше.
- Можно сегодня говорить о феномене собственно украинского национального телевидения?
- Феномен украинского телевидения состоит в том, что во-первых, оно стремительно развивается, вопреки стагнации украинской экономики. Во-вторых, в украинском телепространстве существует реальная конкуренция. Дышащий в спину соперник - это всегда подталкивающий фактор. Думаю, что это хорошо сказалось на развитии компании "Интер". Третий фактор негативный - колоссальная нехватка кадрового состава.
- Обеспечивает ли свободу слова и печати украинское законодательство? Насколько политики и финансовые олигархи влияют на свободу слова и печати на Украине?
- На Украине очень современная система законодательства, которая обеспечивает свободу слова. Я являюсь руководителем подкомитета по электронным СМИ в Верховной Раде Украины. По большому счету претензий к законодательству нет, ограничения лежат в другой сфере - в экономической. Для коммерческого канала исключить рекламу из своего поля на два с половиной часа - это катастрофа. Сводить концы с концами в таких условиях очень тяжело. Поэтому есть такие предписания, согласно которым, например, в программе продолжительностью менее 30 минут невозможно размещать рекламу.
- Существует точка зрения, что в России есть очень мощные финансовые и промышленные группировки, которые имеют свои электронные и печатные СМИ. На Украине руководство СМИ все-таки сосредоточено больше в руках одного какого-то центра, другими словами, бытует мнение, что на Украине якобы меньше свободы слова, чем в России.
- Свобода слова - понятие относительное. СМИ должны быть законодательно свободными. Недавно у нас руководителем парламента была произнесена фраза о том, что мы запомним всех журналистов и их опусы, а после 31 октября (день президентских выборов. - "НГ") разберемся. Может, это была оговорка, неточно выраженная мысль, но вы можете представить реакцию журналистов и руководителей СМИ? Фактически такие вещи иногда наносят гораздо больше вреда, чем десятки телевизионных программ или газетных материалов.
- В законах о СМИ и свободе слова есть статьи, которые таким политикам могут помочь не терять чувство реальности?
- Я думаю, что российские политики в целом сегодня гораздо более интегрированы со СМИ. В какой-то степени это можно называть заигрыванием, но они ориентированы на всяческое сотрудничество со СМИ. Не СМИ ищет политиков, а политик ищет СМИ. Вот у нас еще есть некая самоуверенность, представление о том, что политики без СМИ никому не нужны. Журналистика, которая сегодня определяет лицо российской политики, чувствует себя способной сопротивляться. Думаю, что каждые парламентские и президентские выборы - это экзамен для СМИ.
- На ваш взгляд, будет ли использоваться в нынешних президентских выборах опыт российских информационных технологий, в том числе и по PR, украинскими СМИ?
- Я думаю, что формальное перенесение российских информационных технологий на Украину обречено на неудачу, потому что в своей ментальности, понимании политических процессов мы очень сильно отличаемся.
- Смогут ли информационные идеологи, специалисты по PR и вообще по президентским выборным технологиям заставить украинского избирателя "голосовать сердцем"?
- Вообще-то это был бы идеальный вариант для Украины. Сегодня очень трудно заставить голосовать умом, поскольку, по моим прогнозам, к большому сожалению, несмотря на все социологические опросы, 70% людей определяются непосредственно на избирательном участке. Только 30% являются основой для всяких социологических исследований и уже сориентировались в сторону того или иного политика. Украинский политический покер сегодня - это плотная череда политиков левого толка, которые фактически в одиночку противостоят президенту, а с другой стороны - явно нехаризматические лидеры правого толка, которые не имеют никаких шансов на успех.
- А русский внутренний фактор для будущей президентской кампании значителен?
- Если говорить о факторе русского языка, то он незначителен. Я думаю, что российская элита не будет сильно влиять на этих выборах. Это влияние приняло опосредованные факторы, население напрямую не отождествляет с влиянием конкретного российского политика. Для населения существует проблема с газом, энергоснабжением, водой, а не с Потаниным, Березовским, Гусинским. Представители российских пиаровских штабов сегодня активно работают на Украине. Но я повторяю, что сомневаюсь в их большом успехе.
Киев
* * *
Есть и другие точки зрения на ситуацию в сфере украинских электронных СМИ. Общее руководство украинским телевидением осуществляют Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания, Госкомитет по телевидению и радиовещанию, комитет Верховной Рады по вопросам информации и гласности. Однако парламентский комитет - наименее влиятельная на сегодня структура, а поэтому доступ ко всем общенациональным телеканалам получили политики, так или иначе связанные с исполнительной властью.
Всего на Украине три общенациональных телеканала: УТ-1, УТ-2 и УТ-3, которые формально принадлежат государству. Однако член Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания, президент Украинского телевизионного союза Владимир Цендровский утверждает, что контрольные пакеты акций государственных общенациональных телеканалов выкуплены некими оффшорными компаниями, за которыми стоят "украинские олигархи". Телеканалы ICTV и СТБ относят к общенациональным условно, так как они "покрывают" не более 10 областей Украины.
СТБ в рейтинге занимает достаточно высокое место благодаря программам новостей - "Викна-новости", "Викна-бизнес". После прекращения трансляции парламентских заседаний и всестороннего освещения деятельности парламента на УТ-1 весной этого года Верховная Рада подписала договор с СТБ на производство ежедневных информационно-аналитических программ "Викна-парламент". За этим телеканалом стоит бывший помощник Леонида Кучмы, а сегодня один из непримиримых оппонентов президента Владимир Сивкович. Его бизнес связан с торговлей оружием и с авиаперевозками, а это требует лицензий, разрешений. Известно, что Сивкович давно сотрудничал с Евгением Марчуком. По некоторым сведениям, сегодня Марчук также имеет некоторое влияние на СТБ, но, вероятно, главную скрипку в информационной политике телеканала будет играть Александр Ткаченко. УТ-1 - единственный оставшийся в нетронутой первозданности канал украинского советского телевидения. Все программы на УТ-1 производятся под руководством заместителя секретаря Совета по национальной безопасности и обороне Зиновия Кулика. Руководителем УТ-1 месяц назад назначен бывший пресс-секретарь посольства Украины в РФ Вадим Долганов, который, по мнению ряда ведущих экспертов, являясь ведущим программы аналитических новостей, "завалил" парламентский марафон пропрезидентской Народно-демократической партии. Леонида Кучму убедили допустить в ночной эфир на УТ-1 негосударственную телекомпанию "Эра", за которой стоят сын главы СБУ, народный депутат Андрей Деркач и бывший министр внешних экономических связей, а ныне консультант президента Сергей Осыка и руководитель Украинского еврейского конгресса Вадим Рабинович.
На УТ-2 уже практически не осталось программ производства гостелерадиокомпании, так как частная компания (совместное предприятие) "1+1" за несколько лет расширила свое присутствие в эфире настолько, что ей принадлежит абсолютно все телевизионное время. За телекомпанией "1+1" стоит руководитель одного из избирательных штабов Леонида Кучмы, народный депутат, один из руководителей парламентской группы "Возрождение регионов" (группа "денежных мешков") Александр Волков.
УТ-3 сегодня именуется "Интером". Это совместное предприятие с ОРТ, телеканал, который занимает второе место в рейтинге популярности и влиятельности на украинского зрителя. За "Интером" стоят Владимир Горбулин (в свое время лоббировавший создание СП) и народный депутат Александр Зинченко. Контрольный пакет акций на "Интере" принадлежит лидерам пропрезидентской (после ухода из партии Евгения Марчука) Социал-демократической партии (объединенной), депутату, руководителю футбольного клуба "Динамо" и профессиональной футбольной лиги Григорию Суркису, а также вице-спикеру Виктору Медведчуку.