0
4495
Газета Кино Печатная версия

23.04.2024 19:36:00

Эрмлер и Чаплин сказали тебе "Улыбнись!"

В кадрах киноведческой докудрамы оживают советский режиссер, американский актер и немецкий композитор

Тэги: кинофестиваль, ммкф, внеконкурсная программа, докудрама, улыбнись, марианна киреева, фридрих эрмлер, рецензия


кинофестиваль, ммкф, внеконкурсная программа, докудрама, улыбнись, марианна киреева, фридрих эрмлер, рецензия Роль Эрмлера исполнил Влад Савчук. Кадр из фильма

Во внеконкурсной программе 46-го Московского международного кинофестиваля состоялась премьера картины «Улыбнись!» – докудрамы киноведа Марианны Киреевой, посвященной судьбе сегодня незаслуженно подзабытого широкой аудиторией советского режиссера Фридриха Эрмлера. Физически не перемолотого партийно-цензурными жерновами, морально… что ж, именно об этом и идет речь в картине, важной для понимания как прошлого отечественного кино, так, думается, и его настоящего.

Седовласый мужчина бродит между полок Госфильмофонда – один из здешних призраков, навсегда привязанный к этой культурной сокровищнице. Представится (голосом киноведа Евгения Марголита) Фридрихом Эрмлером и начнет рассказ о себе с занимательного почти анекдота: в 1935 году в Голливуде он познакомился со всеобщим кумиром Чарли Чаплином, который показал ему «Новые времена» и даже, прислушавшись, изменил печальный финал, возмутивший Эрмлера, на оптимистичный. Таков вечный удел творцов, от Бетховена, который вместо того, чтобы полезть в петлю, написал Девятую симфонию с ее «Одой к радости», до Чаплина и Эрмлера, знатно помятых эпохой, но оставивших уныние невидимым.

Далее действие превращается почти в театральную постановку с участием студентов киновузов. Роль молодого героя возьмет на себя Влад Савчук, закружит задорный хоровод, изображая полного юношеского задора режиссера, пока еще сохранившего веру в страну и надежду на собственную творческую реализацию. В каком-то смысле она и впрямь случится, материализуется в «великую» фильмографию – «Великий гражданин», «Великий перелом», «Великая сила» – и четыре Сталинских премии. С другой – так и останется мечтой мальчишки, родившегося на рубеже веков в нищей семье в местечке Режица. Сменившего безотцовщину и босые ноги на работу в ЧК и маузер в кобуре, снявшего впечатливший голливудских коллег «Обломок империи», задумавшего фильм о Бетховене – но вынужденного до конца бравурно и по нотам воспевать с экрана Страну Советов, тщетно пряча между строк истину. Пока портрет композитора в рамке не заплывет черным, а память о том, чего хотелось, сотрется.

Впрочем, история в «Улыбнись!», под стать названию, обрывается там, где чернота эта окончательно застилает глаза. Эрмлер проживет еще достаточно долго, но здесь, на экране, так и останется мальчишкой-студентом. И голосом Эрмлера-Марголита за кадром, то и дело поправляющим ведущую этой биографической передачи, которая казенным языком перечисляет сухие факты, избегая уместных тут острых углов и резких слов. Мелькают вписанные в декорации кадры фильмов – тут не только сам Эрмлер, но и, конечно, Чаплин (только ранние, показывать другие – слишком дорого, как иронично поясняет герой-рассказчик), Эйзенштейн. Обретает плоть и Бетховен, сошедший с картинки в рамке и ставший спутником режиссера. Композитор Александр Чайковской превращает красный шарф с самого известного портрета своего великого коллеги в раскрашенный флаг из «Броненосца «Потемкина».

До оторопи многое рифмуется с днем сегодняшним, со всем его лицемерным оптимизмом и глянцевыми хеппи-эндами, которыми сочатся одобренные фильмы. Кто-то не выдерживает, кто-то терпит, но если у приписанного Эрмлеру авторами фильма стремления не перекладывать свою боль на плечи зрителя есть какое-то высшее оправдание, изящное, благородное, христианское, достойное большого художника, то по поводу некоторых нынешних творцов и их мотивов есть сомнения. Вокруг темнее, но свет и утешение с трудом находятся даже в искусстве. Улыбнись! – Нет, спасибо. 


Читайте также


Джессику Честейн и Питера Сарсгаарда подводит память

Джессику Честейн и Питера Сарсгаарда подводит память

Наталия Григорьева

В новом фильме Мишеля Франко одни не помнят ничего, другие – слишком многое

0
380
Убийца становится христианином

Убийца становится христианином

Вера Цветкова

В фильме "Варавва" показана трансформация человека от раба страстей до личности, обретшей гармонию

0
1244
Куда приводит месть

Куда приводит месть

Вера Цветкова

Новый психологический триллер "Я знаю, кто тебя убил" – мощная история про чувства

0
5154
Молитва Маргариты разрушает виртуальные миры

Молитва Маргариты разрушает виртуальные миры

Марина Гайкович

"Фауста" Гуно поставили в Академическом театре оперы и балета Республики Коми

0
4425

Другие новости