Саша Горин воспитывает дочку один. Кадр из фильма
Режиссером сиквела одного из самых успешных российских фильмов последних лет – «Льда», снятого в 2017 году дебютантом Олегом Трофимом, – стал народный любимец Жора Крыжовников. Впрочем, ожидать чего-то вроде «Горько!» или тем более романтической комедии (а дата выхода – 14 февраля – и постер с пылающим подо льдом сердечком вводят в заблуждение) не стоит. «Лед 2» с поправками на жанр музыкального кино снял автор «Звоните ДиКаприо!», так что нужно быть готовым к крикам Александра Петрова, плейлисту из хитов-тяжеловесов советской и российской эстрады, ужасам отечественной ювенальной юстиции и даже одной смерти. Впрочем, несмотря на мрачноватый подтекст, второй «Лед» топит сердца в разы лучше первого фильма.
Хоккеист Саша Горин (Петров) опаздывает на собственную свадьбу – нужно закатить в ворота противника победную шайбу, но его невеста, фигуристка Надя (Аглая Тарасова), которую он в предыдущей картине поставил на ноги после травмы, покорно ждет в загсе, с улыбкой игнорируя колкие замечания регистраторши и нетерпеливые стуки в дверь следующих по очереди брачующихся. Гостей у молодоженов нет, но им и не надо – союз скрепляет красивая и тревожная «Аллилуйя любви» из бессмертной рыбниковской рок-оперы «Юнона и Авось». Под эти звуки (и под звуки поцелуев Саши и Нади) на экране проносятся кадры их будущей семейной жизни. Рождение дочери, ее первые шаги и ее первый прыжок на льду. Всему этому быть, но не совсем так, как представляют молодые. Мама Надя умрет, папа Саша забросит хоккей, их дочку гены будут тянуть на лед, а взрослые – в разные стороны. «Аллилуйя любви» к финалу сменится не менее духоподъемным гимном «Сансара» в исполнении Басты, правда, обрываться песня будет на фразе «Когда меня не станет» – что ж, жизнь не мюзикл.
Музыкальная составляющая «Льда 2», к слову, – одна из самых сильных сторон фильма. В отличие от первой картины каждая композиция в сиквеле – от «Нас не догонят» группы «Тату» до «Озера надежды» Аллы Пугачевой – встроена в его драматургию и каждый раз оформлена не в случайный психоделический клип, выпадающий из общей композиции, а во вполне логичное продолжение сюжета. Получается действительно цельный киномюзикл – в этом жанре Крыжовников не новичок, и промашек пока не случалось, так что волной музыкальной памяти «Лед 2» накрывает не хуже, чем разудалый «Самый лучший день».
Подобраны композиции так, что тональность каждой по отдельности и всех вместе, если задуматься, более чем минорная. Что как нельзя лучше резонирует со всем происходящим на экране. Сюжет в отличие от саундтрека – уже не накатывающая ностальгическая волна, а способная придавить зрителя бетонная плита суровой и беспощадной реалистичной драмы. В которой не жалко ровным счетом никого, кроме девочки, хоть все и действуют во имя большой и светлой любви. Печальная практика показывает, что так оно чаще всего и бывает: упиваясь гражданскими войнами друг с другом, родители мало задумываются о чувствах ребенка, не говоря уж о его правах (с этим в нашей стране в целом туго независимо от возраста).
Вот и названная в честь покойной мамы маленькая Надя, которой на роду написано быть той еще оторвой, начинает жить своей тайной жизнью, довольно долго и успешно, в очередной раз доказывая ненамеренное, но все же равнодушие близких. Папаша истерит и бросается в крайности (героиня Марии Ароновой называет такое поведение героя Петрова «драмкружок» – шутка эта куда больше самого фильма) – от примерного взрослого, всеми способами восстанавливающего карьеру, до безумного сталкера, нарушающего судебные запреты. Тренер Шаталина (Аронова) в обход отца потакает увлечениям девочки. Вокруг вьются две завидные невесты (Юлия Хлынина и Надежда Михалкова), через историю с ребенком прокладывающие путь к сердцу мужчины.
Чтобы одуматься, всем им придется упасть на самое дно – так сказать, провалиться под лед, остыть и вымаливать прощение. Опять же сперва друг у друга – хотя прежде всего на колени нужно бы падать перед маленькой Надей, детских травм которой, кажется, хватит на десятерых. От физических увечий, которые были связующим звеном первого «Льда», взявшийся за второй фильм Крыжовников перешел к моральным. На печальном примере вымышленных героев, которые, конечно, приходят к условному хеппи-энду, но с кучей оговорок и нерешенных проблем, режиссер обращается, пожалуй, к родителям реальным. Задавая вполне конкретный вопрос: когда вас всех не станет, чьими голосами и, главное, о чем будут петь ваши дети?
комментарии(0)