Мир «Комы» выглядит как одна большая отсылка к истории компьютерных спецэффектов в кино. Кадр из фильма
Над фантастической картиной, на создание которой ушел не один год, работал Никита Аргунов – режиссер-дебютант, до этого выступивший в качестве креативного продюсера фильмов Сарика Андреасяна «Мафия: Игра на выживания» и «Защитники». Он же вместе с двумя соавторами – Алексеем Гравицким и Тимофеем Декиным – написал сценарий «Комы». Главные роли исполнили Риналь Мухаметов, Любовь Аксенова, Константин Лавроненко и Милош Бикович.
Архитектор Виктор (Мухаметов) попал в автомобильную аварию и впал в кому. Но его жизнь на этом не остановилась – очнувшись, он обнаруживает себя в психоделическом потустороннем мире, окруженный видениями из реальности и такими же бедолагами-коматозниками, застрявшими между жизнью и смертью. Обитатели комы мало что помнят о себе, зато знают, как выживать в предлагаемых обстоятельствах, где на них охотятся загадочные ртутные монстры.
К счастью, у каждого из новых знакомых Виктора есть суперспособность (почти у каждого – не наделенные даром выполняют черновую работу), активированная экстремальной ситуацией. Руководит отрядом пролежавший в коме дольше всех Ян (Лавроненко), который день за днем, хотя время тут, ясное дело, течет несколько иначе, направляет бойцов на исследование новых территорий и поиски безопасных локаций. Виктор вливается в группу, но его все чаще мучают странные видения-воспоминания, подогреваемые вспыхнувшим, казалось бы, на пустом месте романом с героиней Любови Аксеновой. Он единственный, кто чувствует подвох и хочет проснуться, но оказывается, что, если ты в коме, значит это кому-то нужно.
Дорога к этому фильму была выстлана, без сомнения, благими намерениями. Имеется и цепляющая задумка-завязка, и более или менее запоминающиеся хотя бы благодаря этим своим сверхспособностям персонажи-типажи, и попытка нарисовать дивный новый фантастический мир со всякими «примочками», в котором можно перемещаться в пространстве и ходить вверх ногами, и финал, якобы переворачивающий все с ног на голову. Но в процессе исполнения все эти элементы растеряли свой потенциал. Идея с комой трансформировалась в угловатый антиутопический сюжет про безумного диктатора. Герои при ближайшем рассмотрении оказались плоскими – Антон Пампушный, играющий здесь вечно раздраженного человека-фантома, в роли медведя с автоматом в «Защитниках» был и то интереснее.
Что до графики, то мир комы, который, очевидно, интересует авторов больше всего, выглядит не только как один большой референс ко всей истории компьютерных спецэффектов в кино, но и сам по себе бедноват. Кроме идиллических пейзажей, сотканных из воспоминаний коматозников, стимпанковых руин, в которых они обитают, и текучих чудищ-дементоров (да, и таких монстров мы тоже где-то уже видели), посмотреть тут особо и не на что. Идея о том, что именно в коме те, кто был никем, могут стать кем-то, разбивается об ощущение, что существовать в этом пространстве нестерпимо скучно.
Даже неизбежные сравнения «Комы» с компьютерной игрой – а такие сравнения для кино уже давно не являются моветоном, учитывая уровень нынешних игр и количество картин, снятых по их мотивам, – оказываются не в пользу фильма. Это в полной мере и не «стрелялка», и не приключенческий экшен, и не какой-нибудь замысловатый инди-квест. И философии, и фантастики, и загадки тут по грамму. Стоит только подумать, что смотришь драму про перерождение, второй шанс и что-то подобное, как тебе подсовывают грубый «твист», разрушающий скудную магию вселенной комы, сбивающий ритм и логику повествования и подводящий героев к сомнительному финальному выбору из двух зол. Не жалко даже самых несчастных – разве что Милоша Биковича в образе трясущегося ботаника, который, глядя на происходящее, вдруг вновь говорит с, казалось бы, уже давно утраченным акцентом.
комментарии(0)