В номере 212 главная героиня фильма внезапно встречается с призраками прошлого. Кадр из фильма
В российский прокат выходит картина «Одной волшебной ночью» Кристофа Оноре, за которую исполнительница главной роли, актриса Кьяра Мастрояни, получила в Каннах приз за лучшую женскую роль программы «Особый взгляд». Играет она весьма неожиданную даже для современного, феминистического кинематографа героиню – средних лет и свободных нравов, куда более объемный и актуальный образ, нежели приевшийся термин «сильная женщина».
Марии (Мастрояни) около 50 лет, она преподает в университете, живет в большой и хорошо обставленной квартире, давно замужем. Все эти атрибуты устаканившейся буржуазности, впрочем, не мешают ей вести параллельную, до поры до времени тайную и весьма бурную личную жизнь – на протяжении всех 20 лет супружества Мария спит с юными красавцами, в числе которых и случайные знакомые, и студенты. Муж Ришар (Бенжамин Биолэй) тем временем из такого же красавца превратился в слегка заплывшего и поседевшего домоседа, который покорно следит за порядком в доме и не задает вопросов. Пока случайно, закидывая вещи жены, прибежавшей от любовника, в стирку, не замечает на экране ее телефона сообщение однозначно интимного характера. Признавшись Ришару в изменах, под покровом ночи Мария сбегает в отель через дорогу, где в номере 212 (оригинальное название фильма) встречается с призраками прошлого – буквально встречается. В гости к женщине приходят и все ее любовники, и молодой Ришар, и его первая возлюбленная (к слову, тоже учительница), и она же в зрелости (Кароль Буке), и даже Разум, неприятный мужчина, напоминающий Шарля Азнавура. Все они так или иначе пытаются наставить ее на «путь истинный», но героиня только больше укрепляется в своей правоте.
Можно сказать, что фильм Оноре – ода свободе как основополагающему праву человека независимо от его пола, возраста и социального статуса. От глобальной свободы быть счастливым или несчастным до более локальных, но острых случаев – свободы иметь или не иметь детей, заводить отношения или быть одиноким, заниматься сексом на стороне или хранить супружескую верность. Свободу отказаться от навязчивого разума и дать волю чувствам, прогнав из головы голоса, твердящие, что хорошо, а что плохо. Режиссер никого не судит и не оправдывает, не заставляет зрителя симпатизировать героине, но и не делает ее злодейкой – вышагивающей по парижской улице в шелковой блузе на голое тело Кьяре Мастрояни можно только позавидовать.
Французские «свобода, равенство и братство» на деле не работают не только в других странах, но и в самой Франции, и в этом проблема, граничащая с трагедией. Для наглядности стоит, как это делает режиссер, поменять мужчину и женщину и приписываемые им стереотипы поведения местами. Муж становится примерным домочадцем, тогда как жена, которую общество обязывает покорно хранить семейный очаг, ходит направо и налево. Можно ли мириться с одним, если так принято, и осуждать другое? Нет, если речь все о той же свободе, которая заканчивается только там, где начинается свобода другого. Отношения двух людей могут устраивать обоих или не устраивать никого, но остальных это в любом случае не касается.
«Одной волшебной ночью» не только по содержанию, но и визуально напоминает театральную постановку: много разговоров, выстроенные мизансцены, даже парижские улицы выглядят как декорации, присыпанные искусственным снегом. И украшенные синефильскими вывесками, вроде названия соседнего ресторана Rosebud («бутон розы»), отсылающего к «Гражданину Кейну». Эти соседствующие театральность и кинематографичность создают очень гармоничную историю, полную внутренней иронии в том числе в выборе актеров – тут и дочь двух великих актеров Кьяра Мастрояни, и ее бывший муж Биолэй, играющий супруга ее героини, и появляющаяся в эпизоде Кароль Буке. Одним словом, никаких случайных людей в кадре, никаких случайных диалогов. В некоторых эпизодах аллегория становится слишком лобовой, но зато отговорка «ничего непонятно» не сработает – пусть уж лучше так.
комментарии(0)