В картине Василия Чигинского играют и звезды (Алексей Гуськов), и дебютанты (Александр Фокин). Кадр из фильма
Главную роль в очередном спортивном фильме «Лев Яшин. Вратарь моей мечты» в отличие от других российских образцов жанра, вышедших в большом количестве за последние несколько лет, исполняет дебютант, актер Александр Фокин. Зато звезд хватает во второстепенных партиях: тут и Алексей Гуськов, и Алексей Кравченко, и Виталий Хаев, и Ян Цапник, и Борис Щербаков, и Юлия Хлынина, и многие другие. Картина, снятая режиссером Василием Чигинским, вряд ли повторит зрительский успех «Движения вверх» и ему подобных, но точно просветит тех, кто каким-то чудом ничего не знает о судьбе без преувеличения величайшего вратаря всех времен и народов Льва Яшина – и то хлеб.
Молодой и амбициозный голкипер Яшин играет в дублирующем составе московского «Динамо», тренируется днем и ночью, несмотря на снисходительные смешки сокомандников, и с упоением наблюдает за виртуозной защитой ворот старшим коллегой Алексеем Хомичем (Кравченко). Когда последний получает травму во время матча, новичок выходит на замену. Не все сразу идет гладко, хотя все потихоньку начинают признавать талант Яшина – впереди его ждут оглушительные взлеты и столь же сокрушительные падения, главные спортивные награды и международное признание, а также едва ли не забвение. Но, как говорят герою в фильме знающие люди, кроме способности ловить мяч, вратарь должен уметь падать – и уметь подниматься.
На волне популярности кино о спорте в целом и в связи с недавно прошедшим в России чемпионатом мира о футболе в частности кино о Яшине просилось на экраны. Съемки и постпродакшен, к сожалению, затянулись, так что «Вратарь моей мечты» будто бы слегка опоздал с появлением. Тем не менее лучше поздно, чем никогда, – история личности подобного масштаба заслуживает экранизации. И на одном этом масштабе вся лента, по сути, и держится.
Освещая основные вехи в жизни и карьере Яшина, авторы «Вратаря» пробегаются по верхам, особенно не углубляясь в психологические аспекты и будто бы пунктиром обозначая линии, на развитие которых было бы интереснее посмотреть поближе – от конфликта с болельщиками после пропуска мяча на важном матче в Чили до конфликтов с руководством клуба и прочими, имеющими власть, вышестоящими организациями. С другой стороны, все это в фильме присутствует в качестве деталей, зарисовок, мелькающих на экране крошечных эпизодов жизни, флешбэков и флешфорвардов, переносящих зрителя в детство героя и в его будущее, спустя много лет после завершения спортивной карьеры. Из этого в итоге складывается портрет человека и эпохи – для полного понимания, впрочем, все же необходимо знание контекста. Больше всего внимания уделено любовной линии, ведь без нее драма не драма, даже спортивная. Первую и единственную жену Яшина, Валентину, прожившую с ним всю жизнь, играет Юлия Хлынина, и она, к счастью, небезмолвное приложение к главному герою – авторы, как могут, уделяют внимание раскрытию и ее характера.
Остальным, конечно, достается куда меньше внимания и экранного времени, хотя выдающихся фоновых историй намечено предостаточно. Например, вместе с Яшиным свою карьеру комментатора начинает Николай Озеров (Андрей Леонов) – интересная деталь и параллель. Есть и почти трагические персонажи, вроде подневольного журналиста, мучимого совестью (Цапник), и циничного чиновника (Александр Самолейнко), и того же Хомича, одномоментно уволенного после травмы – людей, не без потерь прошедших жернова системы.
Но и не сильно, судя по фильму, пострадавших – эта самая трагическая интонация в картине сведена к минимуму. «Лев Яшин. Вратарь моей мечты» – в большей степени ностальгическое кино, снятое в ретродекорациях неперестроенной и не забитой машинами Москвы, приправленное щепоткой патриотизма и возводящее кинопамятник Льву Яшину, посвятившему жизнь одной игре, одной стране, одному клубу. Памятник в том числе и визуальный. Ключевые моменты футбольных матчей не отличаются динамикой, напротив, сняты по большей части в рапиде, то есть замедленно, так что знаменитый прыжок вбок, в угол ворот, можно разглядеть во всех подробностях – этакое «остановись мгновенье, ты прекрасно».
комментарии(0)