«Ресентимент» очень качественно воссоздает эпоху и среду только что почившего СССР. Кадр из фильма
Долгие годы «Московская премьера» была широким городским фестивалем-праздником, идущем в промежутке между Днем российского кино и Днем города. Хорош он был тем, что давал москвичам увидеть множество отечественных фильмов – по большей части тех, которым прокат не светил. Президентом фестиваля был всенародный любимец, актер Алексей Баталов. Несмотря на такую, казалось бы, железную «охранную грамоту», конкуренты перекрыли «Московской премьере» кислород. Они вознамерились осчастливить столицу новым кинопраздником. Остановить «Московскую премьеру» им на тот момент удалось, а сделать на ее руинах хороший фестиваль – нет. И потому нынешнее возвращение «Московской премьеры» – редкий пример торжества исторической справедливости. И креативной перезагрузки: теперь это смотр фильмов из стран постсоветского пространства.
Надо сразу сказать, что эта ниша пустовала в Москве очень давно, со времен Форума национальных кинематографий стран СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (а его нет уже более 10 лет). Периодически проходят Дни кино разных стран – но, как правило, их аудитория невелика, и состоит она из представителей диаспор этих стран. А так, чтобы на одной площадке, в контексте конкурсов (полнометражного и короткометражного кино) показывались бы фильмы из некогда братских республик, такого в столице бывшей империи не было – как это ни странно. Может, российские киновласти не рвались исправить эту оплошность потому, что сам формат СНГ в эти 10 лет трещал по швам. Кинокритики уже привыкли ловить фильмы из бывших республик в программах международных смотров по всему миру – благо в большинстве этих самых республик-государств подросли поколения, для которых Москва не центр мира, они бесстрашно и небезуспешно штурмуют крупнейшие зарубежные фестивали.
Но нынешняя «Московская премьера» высветила интересный поколенческий контрапункт: некоторые молодые гости фестиваля оказались в России впервые и нуждались в услугах переводчика, а 50–80-летние кинематографисты с ностальгией вспоминали годы учебы в Москве, регулярные встречи на всесоюзных кинофестивалях, съемки на студиях по всему СССР. И для них, выпускников ВГИКа, ГИТИСа, Высших курсов сценаристов и режиссеров, такой фестиваль, безусловно, нужен и важен. Как, кстати, и для их сверстников-зрителей в Москве, они ведь тоже выросли на советском, многонациональном кино. Количество зрителей на фильмах «Московской премьеры» (а конкурсные картины показывались на дневных сеансах в рабочие дни) было пристойным. И это несмотря на то, что составители программ явно решили не играть в поддавки с «широким зрителем» и фильмы отобрали, как говорится, фестивальные.
У многих из этой конкурсной восьмерки уже солидные «биографии» (и для каждого фильма ноябрьский показ стал действительно московской премьерой). Например, орнаментальная киргизская «Аврора» Бекзата Пирматова участвовала в главном фестивале азиатского кино в Бусане и выдвинута от Кыргызстана на «Оскар». С фильмом «Ресентимент» молдаванка Наталья Шауферт участвовала в программе престижного кампуса Берлинского кинофестиваля Berlinale Talents. В этих двух фильмах (оба – дебюты), кстати, оказались явные обращения к советскому прошлому.
«Ресентимент» – это ретроистория, которая разворачивается в 1991–1992 годах, буквально в первые месяцы независимости Молдовы. Очень качественно воссоздана на экране эпоха и среда – бедная окраина только-только почившего СССР. В замечательном фильме Шауферт проступило то «золотое сечение», которое сегодня все ищут днем с фонарем, – это человеческая история, способная «попасть» в кинозрителя любого уровня «насмотренности».
Клубок прихотливого сюжета «Авроры» разматывается в огромном санатории на берегу озера Иссык-Куль. Построена гигантская «Аврора» была по пожеланию Брежнева, и в недрах санатория еще пылятся портреты вождя-орденоносца, Фиделя Кастро, какие-то вымпелы и прочая соцбутафория. Атмосфера сюра навевает сравнения с позднесоветским артхаусом – «Городом Зеро» Карена Шахназарова, «Зеркалом для героя» Владимира Хотиненко и «Ассой» Сергея Соловьева.
Странно, что жюри «Московской премьеры» оставило этот неординарный дебют без внимания – впрочем, призовая линейка пока на фестивале минимальная. Красавица Дана Чебану, представлявшая в Москве «Ресентимент», получила приз за лучшую женскую роль. Мужской приз в этой категории неожиданно оказался у актера из азербайджанского фильма «Конец сезона» – только не у того, который исполнил главную роль и явно был достоин этого приза (Расим Джафаров), а у Мир-Мевсума Мирзазаде... Спецприз получил оператор довольно ординарного грузинского фильма «Горизонт» Ираклий Ахалкаци (режиссер Тинатин Каджришвили рассказала историю о том, что и в XXI веке рыцарственный мужчина может умереть от любви). Гран-при – у казахской «Реки» Эмира Байгазина, отмеченной в прошлом году призом за режиссуру в конкурсе «Горизонты» Венецианского кинофестиваля. Эта длинная и умозрительная притча – изрядное испытание для зрителя, но вот, члены очередного жюри оказались ею очарованы... Совсем без призов остался умный, ироничный и по-настоящему экспериментальный «Кислотный лес» литовского режиссера Ругиле Барзджюкайте – фильм, в котором природа смотрит на людей, а не наоборот, как это обычно бывает. И что она видит? Смешных существ, которые на разных языках удивляются странностям природы.
комментарии(0)