Александр Петров и Светлана Ходченкова со своей задачей справляются, а вот к монтажу картины есть немало вопросов. Кадр из фильма
«Героя» Карена Оганесяна показали во внеконкурсной программе ялтинского фестиваля «Евразийский мост» за несколько дней до появления фильма в кинотеатрах – наряду с «Текстом» он оказался вторым фильмом с Александром Петровым, показанным в рамках смотра. Впрочем, ничего общего у двух работ, кроме исполнителя главной роли, нет: «Герой» по своей задумке больше похож на универсальный голливудский криминальный экшен, партнеры у Петрова на этот раз куда более маститые – Владимир Машков, Светлана Ходченкова и Константин Лавроненко, да и сценарий написал Николай Куликов, автор блокбастеров «Движение вверх» и «Экипаж» и комедий «Горько!» и «Я худею». Казалось бы, все составляющие успеха налицо, но фильму это отчего-то не помогает.
15 лет назад полковник внешней разведки Олег Родин (Машков) возглавил экспериментальную программу «Юность» по подготовке универсальных солдат-шпионов: набрал подростков, обучил их всему необходимому и раскидал по миру, приказав ждать активации. В их числе был и родной сын Родина – Андрей (Петров), осевший в Германии. Сам полковник в какой-то момент вроде как погиб, так что его ученики просто продолжили жить в разных странах, ничем не выдавая свои навыки. Но в один прекрасный день у Андрея звонит телефон, и на другом конце провода он слышит голос своего якобы умершего отца, который сообщает, что «Юность» в опасности, – и не ошибается, ведь на героя Петрова тут же пытаются напасть какие-то злодеи. Он спасается, попутно разыскивая еще одну ученицу Родина и по совместительству свою юношескую любовь Машу (Ходченкова). Вдвоем они пускаются в бега и добираются до России, где опаснее всего: тут и разведчики, и восставший из мертвых папаша, и вообще непонятно, кто плохой, а кто хороший.
У «Героя» есть все задатки, чтобы стать эталонным примером все еще не слишком развитого в России жанрового кино – в данном случае шпионского боевика. Шпионских страстей, как и батальных сцен, в фильме и правда немало, но, к сожалению, то, как все это снято и смонтировано, оставляет желать лучшего. В попытке создать и закрутить интригу авторы только запутывают зрителя. Сцены преследования, которые должны быть максимально динамичными, выходят затянутыми и натянутыми: Петров и Ходченкова, конечно, красиво дерутся с врагами, но не выдержанный не по их вине ритм сводит все старания на нет.
Погони и драки перемежаются драматичными диалогами, хаотично смонтированными сценами – кусочками мозаики, которые зрителю приходится мучительно собирать в единое целое, сводя концы с концами и вычисляя предателя. Интрига действительно присутствует, но следить за ней чрезвычайно трудно – в том числе, кажется, и самим актерам, которые порой выглядят будто бы потерянными. И по-настоящему комфортно чувствуют себя разве что в разговорных этюдах, где Петров, как водится, играет «на разрыв аорты», Машков сохраняет хладнокровие, лишь в самый кульминационный момент пуская скупую мужскую слезу, Лавроненко (ах, где ж тот Звягинцев!) выдает заштампованного разведчика, а Ходченкова – роковую блондинку, которая, конечно, персонажам-мужчинам не по плечу (и не по росту в случае с Петровым).
«Герой» отчаянно пытается казаться российской версией истории о Джейсоне Борне, но попытка эта оборачивается провалом – прежде всего режиссерским. Актеры с поставленной им задачей справляются – благо все они, как ни крути, профессионалы – сценарий, если совместить все увиденное в одну линию, вполне вписывается в рамки жанра. Подводит монтаж – слишком уж мудреный и оттого кажущийся чуть ли не случайным, и в целом, как уже было сказано, ритмически неверное распределение акцентов и попытка русифицировать американскую модель шпионского кино, в результате чего большинство персонажей выглядят какими-то картонными версиями самих себя, которые могут разве что светить лицами для привлечения публики в кино. Обидно, что в случае с кастом «Героя» это не так, – одним словом, впустую растраченный потенциал Машкова, Петрова, Ходченковой и Лавроненко.
комментарии(0)