Кадр из фильма
Фестиваль «Евразийский мост» в Ялте в этом году открылся, пожалуй, одним из самых ожидаемых российских фильмов – «Текстом», снятым режиссером Климом Шипенко по одноименному роману Дмитрия Глуховского. Сценарий картины написал сам автор книги, а главную роль исполнил актер Александр Петров. Ему в кадре пришлось труднее всех – большую часть времени его герой проводит наедине с мобильным телефоном, взаимодействуя с партнерами – их играют в том числе Иван Янковский и Кристина Асмус – исключительно с помощью мессенджеров.
Студент-филолог Илья Горюнов (Петров) идет в клуб с девушкой и невольно становится жертвой внезапной полицейской облавы. Защищая подругу, которую собираются везти в отделение, герой сам оказывается в числе задержанных – ему подбрасывают наркотики, и следующие семь лет Илья проводит за решеткой. Освободившись, надеется вернуться к прежней жизни, но оказывается совершенно лишним человеком: мама умерла за день до его выхода, друзья обзавелись семьями, та самая девушка давно разорвала с ним отношения. Во всем этом виноват один человек – следователь Петр Хазин (Янковский). Илья не собирается мстить, но хочет хотя бы поговорить, может быть, услышать извинения – встреча, впрочем, заканчивается трагически, и в руках героя Петрова оказывается принадлежащий Хазину телефон. А вместе с ним – доступ к его цифровой жизни, к перепискам с родными, к сомнительным бизнес-переговорам, к чатам с девушкой Ниной (Асмус). Так Илья виртуально превращается в Петра, не подозревая, каким тяжелым моральным выбором для него обернется это перевоплощение.
Вышедший в 2017 году, переведенный на десятки языков и ставший бестселлером не только в России, роман Глуховского спустя два года, в виде фильма, к сожалению, звучит еще актуальнее, чем в момент публикации. И без того всегда существовавшие реалии сурового русского мира, описанные на его страницах в виде завязки, сегодня – после «дела Ивана Голунова» – окончательно стали правдой. Как в той пословице – от тюрьмы теперь вряд ли кто-то зарекается. И в этом смысле трудно переоценить социальный месседж «Текста», появившегося в нужное время в нужном месте и довольно красноречиво живописующего возможные непоправимые последствия подобного произвола на примере не одной, а нескольких сломанных жизней.
Не менее злободневной и в каком-то смысле не менее пугающей оказывается и сюжетная линия, связанная с мобильным телефоном Хазина, оказавшимся в руках у Горюнова – этакое русское «Черное зеркало», вполне достоверно рисующее еще одну ситуацию, от которой не застрахован почти никто. Возможность избегать личного общения посредством соцсетей, возможность кражи и подмены личности, возможность стать не тем, кем ты являешься, – слишком велик соблазн, чтобы думать о последствиях и оборотной стороне этой зависимости от виртуального пространства. Читая переписки в чужом телефоне, Илья подражает манере общения Петра, с легкостью вводя в заблуждение даже его семью, ведь достаточно всего лишь понять, как человек обращается к тем или иным собеседникам, какие использует слова – ни голоса, ни интонаций все равно не услышать. Вроде бы почти фантастика, то, что хочется считать футуризмом и далеким будущим, но на деле приходится признать настоящим.
Смелость картины не только в ее злободневности, но и в визуальных решениях, которые выбирает Клим Шипенко для переноса на экран не самого простого для экранизации литературного произведения, завязанного на тексте. И дело не только в постоянно мелькающем в кадре экране смартфона и переписках в реальном времени, но и в, например, снятой одним дублем и невероятно сложной по исполнению сцены встречи Горюнова и Хазина, которую непривычно немногословный здесь актер Александр Петров буквально вывозит на силе собственной актерской харизмы, целиком концентрируя внимание на своих душевных и физических метаниях. Да и эротическая сцена в «Тексте» выглядит весьма изобретательной и напряженной, несмотря на то что происходит по большей части на экране телефона.
Для Александра Петрова фильм получается почти моновыступлением, ведь большую часть экранного времени актер проводит наедине с самим собой, расхаживая по улицам и подсматривая за жизнью незнакомых людей, которые постепенно становятся ему все ближе и ближе. Пусть иллюзорно, но что остается? Здесь он непривычно немногословен – говорит меньше обычного, – но зато подтверждает свой, впервые громко заявленный в сериале «Звоните ДиКаприо!», статус состоятельного и зрелого драматического актера. Впрочем, и с партнерами Петрову в этот раз повезло – и Янковский, и Асмус выглядят более чем убедительно, несмотря на то что большую часть фильма существуют исключительно в виртуальном пространстве.
Независимо от количества и качества экранного времени, всем троим удается объемно изобразить своих персонажей. А Шипенко удается собрать из снятых по отдельности и зачастую исключающих взаимодействие героев друг с другом эпизодов очень цельное кино. Одновременно и остросоциальное авторское высказывание, достойное фестивальных показов и наград, и зрительское кино, способное увлечь психологической интригой и криминальным саспенсом. И одна из лучших ролей Александра Петрова – он, конечно, везде, но после таких работ понятно почему.
комментарии(0)