0
6538
Газета Кино Печатная версия

10.06.2019 20:34:00

Любовь во время холеры в Одессе

30-й "Кинотавр" открылся фильмом Валерия Тодоровского

Тэги: кино, одесса, кинотавр, валерий тодоровский


кино, одесса, кинотавр, валерий тодоровский Сергей Муравьев, Валерий Тодоровский, Ксения Рапопорт, Ирина Розанова и Леонид Ярмольник на Звездной дорожке «Кинотавра» в Сочи. Фото РИА Новости

Картина «Одесса», во многом основанная на детских воспоминаниях режиссера, стала первым фильмом юбилейного фестиваля российского кино, который начался в Сочи 9 июня. Снимали, как известно, почти целиком в павильонах «Мосфильма», где выстроили настоящий одесский дворик – натуру уходящую, если уже не ушедшую. Но такую же узнаваемую и знаковую, как знаменитый говор, почти отдельный язык, на котором говорят в кадре и которому пришлось специально учиться исполнителям главных ролей – Леониду Ярмольнику, Ирине Розановой, Ксении Раппопорт, Евгении Брик и Евгению Цыганову.

Последний играет столичного журналиста – летом 1970-го он привозит сына Валерика (Степан Середа) из Москвы в Одессу к родителям своей жены. В доме дедушки Григория Иосифовича (Ярмольник) и бабушки Раисы Ировны (Розанова) в это же время живут и две другие их дочери, Лариса и Мира (Раппопорт и Брик). Первая – с мужем-композитором, который от отсутствия работы медленно уходит в запой (Сергей Муравьев), и молчаливой дочкой-подростком, не отрывающейся от книги, вторая – с мужем Ариком (Владимир Кошевой), который мечтает уехать в Израиль.

Ну и куда в Одессе без соседей? На веранде напротив обитают три поколения Жориков: дед, отец, внук. Есть и внучка, которая, недовольно ворча, уступает Борису и Валерику (у родителей жены спать уже негде) свою комнату на ночь. Герой Цыганова уверен, что на следующий же день вернется в Москву, его ждет заграничная командировка. Но город охватывает эпидемия холеры – ни вылететь, ни выехать невозможно, единственная связь с «большой землей» – в телефонной трубке, которую родственники то и дело будут выхватывать друг у друга, чтобы рассказать застрявшей в Москве жене Бориса о том, что творится в Одессе. А рассказать и правда будет о чем.

Снимали фильм на пленку (оператор – работающий в Голливуде Роман Васьянов), что за счет одной только естественной «зернистости» картинки создает необходимый временной фильтр и вместе с декорациями переносит в Одессу 70-го, город, которого нет. Пусть территория его ограничена, по сути, одним двором – герои всего несколько раз выбираются за пределы собственной и соседской квартир на «натуру», – помещается в нем столько историй, судеб и сюжетных линий, что хватило бы на несколько картин. Это и делает историю многогранной, и одновременно будто бы перегружает ее: конфликты и драматические повороты вспыхивают один за другим, конечно, не на пустом месте, но слишком уж велика их концентрация.

Какова завязка, уже не вспомнишь, сценарий в какой-то момент будто бы начинает жить своей жизнью, а авторам фильма остается, повинуясь этому течению вымышленной, но основанной на правдивых историях реальности, верно развести актеров в многолюдных мизансценах и выстроить очередной живописный и почти статичный кадр. Двигаются мало, изнывая от жары и друг от друга, говорят много – с говорком. Колоритным и вроде бы верным, но видно, что выученным, если не сказать – вымученным.

Лето – маленькая жизнь, ценность которой в фильме усиливается в разы за счет близости смерти. Эпидемия холеры проходит фоном, но невольно затрагивает всех и каждого, стариков, родителей, детей. Вынужденная изоляция не только создает внешнее ощущение камерности и театральности происходящего, но и драматургически доводит любую ситуацию до пика. Одесская семейная ругань из анекдотических кухонных перепалок перерастает в разговоры о серьезном и трагическом – юмора в фильме практически нет, и, с одной стороны, это приятная неожиданность, ведь волей-неволей ждешь от картины под названием «Одесса» стереотипных комических персонажей и ситуаций. С другой стороны, некоторые эпизоды выходят почти фарсовыми, хотя,  очевидно, таковыми не задуманы, – опять же издержки перегруженного людьми и историями сценария.

И вот уже эпидемия холеры из фона превращается чуть ли не в причинно-следственные «костыли» в оправдание не всегда понятных и логичных действий. Этакий пир во время чумы, толкающий людей на безрассудные поступки, – объяснение, имеющее право на существование, но рождающее у зрителя еще больше вопросов.

Кропотливый труд авторов «Одессы», сотворивших в павильоне целый мир, – единственное, к чему нет абсолютно никаких претензий. Очевидно, что для Тодоровского это личная история, сотканная из детских воспоминаний, – пара эпизодов даже снята  глазами мальчика Валерика. Ностальгия по стране своего детства, где грубоватый одесский колорит освещен ласковым и нежным солнцем, свет которого превращает тень от колышущейся на ветру занавески в волну, разливающуюся по полу, где внезапная и преступная страсть возрождает к жизни, где предательство не разъединяет, а соединяет семью.

Звучит неправдоподобно, да и выглядит по большей части именно так – совсем как натренированный на репетициях акцент и заученные реплики на идише. Но ведь это кино, которое может служить ничуть не худшим оправданием для вольности, чем холера. 

Сочи


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Крым как место рождения российского кинематографа

Крым как место рождения российского кинематографа

Борис Колымагин

От «Лолиты» Владимира Набокова и «Кавказской пленницы» Леонида Гайдая до «Девятой роты» Федора Бондарчука

0
986
Хэтэуэй и Честейн соревнуются в "Материнском инстинкте"

Хэтэуэй и Честейн соревнуются в "Материнском инстинкте"

Наталия Григорьева

Актрисы играют соседок, которые из лучших подруг превращаются в заклятых врагов

0
1146
Как устроена индустрия развлечений для незрячих

Как устроена индустрия развлечений для незрячих

Кино любят все, в том числе люди, которые не видят, что происходит на экране

0
2036
Героями нового фильма Маттео Гарроне стали подростки-беженцы

Героями нового фильма Маттео Гарроне стали подростки-беженцы

Наталия Григорьева

Братья отправляются в опасный путь из Сенегала в Италию – за мечтой

0
1916

Другие новости