0
7796
Газета Кино Печатная версия

19.05.2019 18:37:00

Для маньяка красота и злодейство – две вещи совместные

Фильм, в котором Зак Эфрон сыграл одного из самых страшных серийных убийц, выходит в российский прокат

Тэги: кино, биографическая кинолента, маньяк, тед банди, джо берлингер, netflix, зак эфрон, лили коллинз, красивый, плохой, злой, джон малкович, психопат


кино, биографическая кинолента, маньяк, тед банди, джо берлингер, netflix, зак эфрон, лили коллинз, красивый, плохой, злой, джон малкович, психопат Зак Эфрон и Лили Коллинз помогают режиссеру исследовать феномен «убийцы-звезды» Теда Банди. Кадр из фильма

В российский прокат выходит «Красивый, плохой, злой» – снятая онлайн-платформой Netflix биографическая лента о серийном убийце Теде Банди. Мировая премьера состоялась еще в январе на фестивале «Сандэнс». Тогда же в Сети появился и документальный мини-сериал того же Netflix на ту же тему – автором обоих проектов стал Джо Берлингер, и оба они основаны на записях диалогов с самим Банди и многочисленных архивных съемках, например, из зала суда (этот процесс впервые в США широко освещали на телевидении). Появление этих дополняющих друг друга историй вызвало немалый общественный резонанс. В особенности досталось художественному фильму, который после появления первого трейлера обвинили в романтизации образа одного из самых жестоких маньяков. Казалось, что центральной линией картины будет история любви Банди и девушки Лиз, разыгранная к тому же звездами киносказок, мюзиклов и подростковых романтических комедий Заком Эфроном и Лили Коллинз. На деле все, к счастью, немного сложнее.

Проводя вечер с подругой в баре, молодая мать-одиночка Лиз знакомится с привлекательным юношей – он рассказывает ей, что учится на юридическом, приглашает на танец, галантно провожает до дома и совершенно не пугается наличия маленького ребенка. Почти сразу они начинают жить вместе и выглядят счастливой семьей – на стилизованных под архивные кадрах мелькают дни рождения, растет дочка, пополняются альбомы с совместными фотографиями. И вот герои уже задумываются о свадьбе. Где-то рядом все это время кто-то похищает и убивает молодых девушек, похожие преступления случаются сразу в нескольких штатах и потрясают всю страну своей жестокостью. О преступнике известно немного: его зовут Тед, он разъезжает на «Фольксвагене-жуке», свидетели даже помогли составить какой-никакой фоторобот. Отдаленно напоминающий жениха Лиз, у которого к тому же оказывается подходящий автомобиль. И которого зовут Тед. Тед Банди.

В отличие от своего документального «брата», последовательно и подробно фиксирующего события с фокусом на убийствах, «Красивый, плохой, злой» Берлингера устроен куда изобретательнее – зверские преступления остаются за кадром (за исключением одного эпизода, необходимого для создания поистине катарсического финала), а в центре действительно оказываются отношения Теда и Лиз, полноправных главных героев. Только вот романтический флер исчезает быстро, сменяясь болью, страхом, сомнениями, передающимися через экран и работающими даже на тех зрителях, которые хорошо знакомы с историей Теда Банди. Безусловно, вопрос о том, этично ли вообще делать подобного персонажа героем кино, остается открытым – для Америки оставленная им рана остается незажившей, ведь с момента описываемых событий не прошло и полувека, многие участники, в особенности родственники жертв, по-прежнему живы. Однако режиссер в данном случае не устраивает пляски на костях, его интересует психология – и в этом случае даже не столько самого Банди (на этом он как раз концентрируется в своей документальной ленте, где сам маньяк составляет свой собственный портрет), сколько того эффекта, который он производил на окружающих. И продолжает производить спустя 30 лет после своей смерти – своего рода фан-клубы, состоящие из нынешних школьниц, ровесниц жертв, существуют и сегодня.

Это же объясняет и выбор красавчика Зака Эфрона на главную роль, ведь обезоруживающая девушек внешность всегда была одним из главных оружий Банди. А пресса и вовсе в какой-то момент превратила его в звезду, чему он вовсе не противился, устраивая на суде настоящие представления, собирая аудиторию фанаток, которые вслед за ним твердили о невиновности. Для Эфрона эта роль – и выход из надоевшего амплуа, и безусловная актерская удача. Как, впрочем, и для Лили Коллинз, которой как раз и приходится визуализировать основную режиссерскую концепцию, отыгрывая сгусток паранойи, неуверенности, вины. Не за то, что жила с убийцей, а за нечто куда более сложное – известный факт из истории отношений Банди и Лиз в фильме становится главным твистом, интригой, которая раскручивается до самого финала. Сделанного блестяще и напоминающего даже отдельными кадрами не менее психологически напряженный и жуткий финал первого сезона сериала «Охотник за разумом» (того самого, в котором агенты ФБР исследуют образ мыслей серийных убийц через беседы с ними).

По-настоящему вредным, если говорить о данном деле, является вовсе не появление сразу нескольких фильмов о маньяке – тем более что ни документальный, ни художественный проекты Берлингера при ближайшем рассмотрении ничего не романтизируют. Опасно то, какое впечатление о нем сохраняется в истории – и Банди, олицетворение фразы про обманчивую внешность, в этом смысле является феноменом, своеобразным исследованием которого и занимается режиссер. Если описать его кратко, то речь о том, что образ Банди-красавчика по сей день в какой-то степени затмевает образ Банди-психопата. Яркий тому пример – локализованное для российского проката название фильма. В оригинале вместо «Красивый, плохой, злой» – «Extremely Wicked, Shockingly Evil and Vile», что можно перевести как «Невероятно безнравственный, шокирующе злой и отвратительный». Этими словами охарактеризовал Банди судья, отправивший его на электрический стул (в фильме его играет Джон Малкович) – и они являются чем-то куда большим, чем просто набор эпитетов, ведь за секунду до этого тот же судья, уже, казалось бы, окончательно убедившийся в виновности подсудимого, сетовал, что тот так чудовищно растратил свою жизнь и природные данные и таланты.    


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Домохозяйка со сверхспособностями ловит Павла Прилучного

Домохозяйка со сверхспособностями ловит Павла Прилучного

Наталия Григорьева

Режиссер Максим Кудымов снял российский ответ "Людям Икс"

0
3273
Российское кино отдают детям

Российское кино отдают детям

Наталия Григорьева

Семейные фильмы завоевывают большие экраны на фоне кризиса идей

0
2199
Отечественное кино маневрирует между качеством и нравственными ценностями

Отечественное кино маневрирует между качеством и нравственными ценностями

Сюжет, соответствующий идеологическим установкам, не делает кино конкурентоспособным

0
3727
Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
5469

Другие новости