В российский прокат выходит фильм «В объятиях лжи» Нила Джордана – ирландского режиссера, автора таких фильмов, как «Интервью с вампиром» и «Завтрак на Плутоне», а также обладателя «Золотого льва», «Серебряного медведя» и «Оскара». Новая картина примечательна в первую очередь актерским составом: главную роль играет француженка Изабель Юппер, в последнее время выбирающая для себя исключительно леденящие душу триллеры – и, кажется, прекрасно ощущающая себя в амплуа не просто роковой, а по-настоящему опасной женщины.
Найдя на сиденье в метро забытую кем-то изящную кожаную сумочку, юная жительница Нью-Йорка Фрэнсис (Хлоя Грейс Морец) хочет вернуть ее хозяйке. Внутри обнаруживается удостоверение личности на имя некой Греты Хидег и, не послушав подружку Эрику (Майка Монро), которая советует попросту оставить находку себе, Фрэнсис отправляется на поиски Греты. Девушке очень не хватает матери (та умерла год назад), и знакомство с утонченной, немолодой, одинокой женщиной, которая любит Шопена, играет на рояле и скучает по живущей в Париже дочери, перерастает почти в дружбу. Только вот избавиться от нее теперь будет так же не просто, как от застрявшей в волосах жвачки. Один шаг до одержимости – и Грета делает его быстро и уверенно.
В оригинале фильм называется попросту «Грета» – и именно заглавная героиня превращает картину из подростковой страшилки про психопата-преследователя в зловещий триллер. После вышедшего четыре года назад фильма «Она» Пола Верховена стало окончательно понятно, что миниатюрная Юппер способна вселить ужас одним взглядом – несоответствие ангельской безобидной внешности и дурных помыслов срабатывает в выбранном жанре лучше любого другого приема. То, с каким невозмутимым лицом героиня Юппер преследует Хлою Грейс Морец в первой половине фильма, одновременно и пугает, и смешит. Нил Джордан использует ироничный тон и во всех смыслах обезоруживающую ухмылку актрисы для усиления тревоги и создания настоящего хичкоковского саспенса. Смотришь через окно на другую сторону улицы, а оттуда тебе улыбается Юппер – оказывается, вот где ужас.
Впрочем, французская звезда вовсе не затмевает двух американок в кадре. И Морец, и сыгравшая второстепенную роль Майка Монро (обе не новые люди в хоррорах и триллерах) также обладают в каком-то смысле обманчивой внешностью, пряча за светлыми локонами и широко распахнутыми глазами недюжинную актерскую силу. Подкрепленную мастерскими режиссерскими и операторскими решениями в виде не только нескольких живописных психоделических сцен-видений, но и незаменимой для любого хорошего триллера монтажной работы – да-да, резкие повороты камеры, «заглядывающей» в испуганные глаза героев и «оглядывающейся» по сторонам в поисках притаившегося зла, все еще работают.
Джордан не то чтобы закручивает интригу – еще в первой половине фильма становится более или менее понятно, к чему все идет, – но все-таки играет зрительскими ожиданиями и жанрами. Используя вечный сюжет о психопате в весьма актуальном контексте сталкинга (отчасти даже цифрового), от которого не скрыться даже в мегаполисе – наоборот, чем больше город, тем страшнее мысль, что кто-то может следить и преследовать. Ко всему прочему история эта стопроцентно женская – еще несколько классических сюжетов предстают в оригинальном ключе. Детишки из сказки про Баба-ягу теперь не так наивны и способны постоять за себя, принцессу спасает не принц, а подруга, а конфликт отцов и детей превращается в противостояние матерей и дочерей.
комментарии(0)