Кадр из фильма "Доброта незнакомцев". © Per Arnesen
Первым конкурсным фильмом Берлинского кинофестиваля в этом году стала картина «Доброта незнакомцев» датчанки Лоне Шерфиг, снятая на английском языке в копродукции с Канадой и Швецией. В главных ролях – американцы и британцы, среди которых Зои Казан, Андреа Райзборо, Джей Барушель, Калеб Лэндри Джонс и Билл Найи. Последний играет выходца из семьи русских эмигрантов по имени Тим, который владеет рестораном с икрой и водкой на Манхэттене, а для пущей правдоподобности имитирует славянский акцент и зовет себя Тимофей.
Этому странному месту с гипсовыми бюстами, лепниной на потолке, хрустальными люстрами, роялем и ансамблем гусляров и балалаечников, облаченных, как и весь персонал, в усредненный вариант русских народных костюмов и распевающих песню про город Волгоград на мотив «House of the rising sun», предстоит стать одним из основных мест действия фильма. Сюда после четырех лет, проведенных в тюрьме по ложному обвинению, приходит в компании адвоката (Барушель) отметить свое освобождение Марк (Тахар Рахим). Задержавшись, знакомится с хозяином и некими инвесторами (по виду – шаблонные русские мафиози) – и остается работать. Сюда же приходит обедать – икрой, ибо ничего другого в этом ресторане, кажется, не подают – медсестра и по совместительство психолог-волонтер Элис (Райзборо). Здесь же окажутся в итоге и все остальные герои – тот самый адвокат, безработный неудачник Джефф (Лэндри Джонс) и Клара (Казан), мать двоих детей, сбежавшая с ними от мужа-тирана. Лучше уж жить на улице, чем видеть, как супруг-коп, чувствуя свою безнаказанность, избивает сыновей. Тем более, что на этой улице у всех обязательно будет праздник.
Кадр из фильма "Доброта незнакомцев". © Per Arnesen |
Популярная тема тяжелой женской доли в данном случае раскрыта через историю героини Зои Казан – жертвы домашнего насилия, которая долгое время терпела издевательства мужа, потому что – и тут бы сделать что-то психологическое и глубокомысленное (благо движение #MeToo многому нас научило), но Шерфиг идет по пути наглядности и наименьшего сопротивления, попросту наряжая садиста в форму полицейского, самым наглядным образом иллюстрируя тираническую природу власти. Это, с одной стороны, помогает автору избежать логических сложностей – не будь он копом, пришлось объяснять, почему Клара не идет в полицию, что удел явно более мастеровитых сценаристов и режиссеров. С другой же – превращает все происходящее в нечто весьма топорное и спекулятивное, пытающееся запрыгнуть в уходящий поезд трендов одной формальной фабульной составляющей.
Кадр из фильма "Доброта незнакомцев". © Per Arnesen |
Остальным же придется довольствоваться довольно дешевой мелодрамой про то, что мир не без добрых людей: половина героев едва не замерзла на улице - но не замерзла! А еще плохими диалогами, временами вызывающим недоумение любительским уровнем игры некоторых актеров («мхатовские» паузы и хлопочущие лица) и приторным хэппи-эндом, в котором все «проблемовичи» остаются позади.
Берлин
комментарии(0)