Единственный, к кому нет претензий – это, конечно, МакКонахи. Кадр из фильма
В российский прокат выходит «Море соблазна» британца Стивена Найта – сценариста «Порока на экспорт», сериалов «Острые козырьки» и «Табу», режиссера фильма «Лок». Свою новую картину он и придумал, и снял, и спродюсировал, пригласив на главные роли Мэттью МакКонахи и Энн Хэтэуэй – в итоге получилась неоднозначная смесь триллера, научной фантастики и передачи «Диалоги о рыбалке».
«Господи, дай, наконец, человеку его тунца!» – восклицает старый морской волк Дюк (Джимон Хонсу) вслед уходящему в очередное одиночное плавание в открытый океан бывшему морпеху, воевавшему в Ираке, а ныне капитану Бейкеру Диллу (МакКонахи). На своей лодке «Безмятежность» (именно так в оригинале и называется фильм) он изо дня в день бороздит воды, омывающие райский островок Плимут, но безмятежностью тут и не пахнет: моряк одержим идеей поимки гигантского тунца, который мерещится ему то ли наяву, то ли во сне и каким-то образом связан с воспоминаниями о сыне. Мальчик живет в Майами с матерью (Хэтэуэй) и отчимом (Джейсон Кларк), с Бейкером Диллом они не виделись давно. Однажды после очередной безрезультатной охоты на тунца герой заливает горе в единственном на весь остров баре. Внезапно за стойкой материализуется бывшая жена с криминальным предложением, от которого он вряд ли сможет отказаться.
На этом моменте половина, а то и две трети фильма уже позади. И в этой точке, по идее, уже не должно остаться сомнений в том, что на экране посредственный триллер про рыбалку и домашнее насилие – этакий микс «Моби Дика» и «Рокового влечения» (сравните постеры!) с плохими диалогами и хорошо играющим МакКонахи. А посещающие его психоделические галлюцинации, некоторые из которых напоминают сцены «Интерстеллара» (эту параллель нетрудно провести, когда в кадре МакКонахи и Хэтэуэй), вроде бы не более чем способ передать тоску по сыну и душевные раны, полученные в боях. На деле же именно они оказываются ключом к пониманию (если это вообще возможно) сюжета, неравномерно размазанного по почти двухчасовому фильму и к финалу совершающего головокружительный кульбит в сторону формально иного жанра – sci-fi драмы.
Стивен Найт, снявший гениального в своей лаконичности «Лока» – монофильм с Томом Харди в машине, – в этот раз, напротив, «надевает все лучшее сразу» и сочетает несочетаемое. И вроде бы все происходящее на выдуманном острове Плимут в первой половине фильма – а происходит тут форменное сценарное безобразие, щедро сдобренное немотивированными вспышками ярости МакКонахи по отношению к несчастному тунцу, – объясняется в последние полчаса, но объяснение это плохо монтируется даже не с предлагаемыми обстоятельствами, а со здравым смыслом.
Научно-фантастическому твисту «Моря соблазна» не хватает научности, тогда как фантастичности в избытке, – но этим поколение «Черного зеркала» не проведешь. Да и стереть из памяти псевдотриллер, которым режиссер так долго, сбивая весь ритм и структуру, пичкает зрителя, непросто. Придумав сложную и замысловатую историю про тяжелое детство, потерю близкого и связанные с этим переживания и травмы, автор отчего-то гораздо больше времени уделяет разговорам о рыбалке, подготовке к рыбалке и в лучшем случае самой этой рыбалке.
Единственный, к кому нет претензий и кто одинаково комфортно и убедительно чувствует себя в образе и рыболова, и пьяницы, и ловеласа, и… дальше продолжать не стоит во избежание спойлеров, – это, конечно, МакКонахи, несколько лет назад запоздало обретший актерскую уверенность и теперь нарастивший такие профессиональные мышцы, что ему все нипочем. Остальным – в том числе не самым плохим артистам вроде Хэтэуэй и Кларка – остается, глядя на это, только хлопать ресницами и произносить текст, иногда будто бы вместе со зрителем растерянно гадая, куда их заведет режиссерская фантазия.
комментарии(0)