Дочку главных героев сыграла Черных, ее липового жениха – Тимофей Трибунцев. Кадр из фильма
Одной из первых российских премьер нового года стал фильм Алексея Красовского «Праздник». Скандал вокруг этой картины разразился, когда фильм еще не был готов, – режиссера полюбившегося всем «Коллектора» заподозрили в том, что в своей новой работе он смеется над ужасами блокадного Ленинграда. После заявлений представителей Общественной палаты и Российского военно-исторического общества в соцсетях также зазвучали призывы запретить «Праздник», не дать ему выйти на большие экраны и не допустить получения авторами какой-либо государственной поддержки. При этом денег на производство создатели у государства просить и не собирались, о чем открыто заявляли на краудфандинговой онлайн-платформе, где шел сбор средств; в итоге Красовский принял решение показать фильм в Интернете.
Сегодня посмотреть «Праздник» и разобраться, из-за чего же он наделал столько шума, может любой желающий – со 2 января лента доступна в YouTube. Перед финальными титрами Алексей Красовский обращается к зрителям с предложением пожертвовать любую сумму на поддержку его будущих проектов, под видео приведены все реквизиты, в комментариях – отчет о собранных средствах.
В настоящий момент «Праздник» посмотрели более 800 тыс. раз, а за первые четыре дня интернет-проката он собрал более 2,5 млн руб. Сам Красовский рассказывает, что активнее всего деньги поступали в первый день, что вполне объяснимо, если учесть разгоревшийся вокруг фильма скандал и соответственно выросший рейтинг ожидания. В последующие дни количество денежных переводов и суммы этих переводов уменьшились, так что фильм, возможно, и не окупит свой скромный бюджет (4 млн руб.).
История с фильмом Красовского весьма показательна – те, кто еще вчера ополчились на Наталью Поклонскую, добивавшуюся запрета «Матильды», и осуждали Минкульт за отзыв прокатного удостоверения у «Смерти Сталина», сегодня, будто бы беря с тех же чиновников пример, выступают против якобы вредного, искажающего историческую правду, насмехающегося над трагедией фильма. Которого на тот момент никто не видел – но даже вчитаться в синопсис и выслушать комментарии режиссера оказалось для многих непосильным трудом. В числе противников «Праздника», которым хватило нескольких перевравших факты публикаций в СМИ, помимо вечно недовольных чиновников оказались и обычные пользователи соцсетей, и те, кто формирует в этих соцсетях определенное общественное мнение благодаря большому количеству подписчиков.
Параллельно с этим увеличилось и число сочувствующих, и количество тех, кому попросту стало интересно, – антиреклама сыграла на руку Красовскому, а желание оградить зрителей от фильма «Праздник» привело, возможно, к тому, что число этих потенциальных зрителей выросло. И режиссер в этом случае воспользовался ситуацией единственно верным способом – выложил картину в Интернет.
Любой запрет вызывает еще большее желание увидеть то, что так рьяно пытаются спрятать, – чиновники и общественные деятели, сражающиеся за то, чтобы выходящее на экраны кино никого не оскорбляло, в итоге оказывают медвежью услугу самим себе. И фильмы, которые без общественного резонансы скорее всего остались бы в прокате почти незамеченными в силу своей невысокой художественной ценности, оказываются в центре внимания.
«Праздник» – камерная, напоминающая скорее телеспектакль, чем кино, история о том, как живущая на особом положении где-то под блокадным Ленинградом семья ученого встречает Новый год. Пока горожане погибают от голода, Воскресенские (отца и мать играют Ян Цапник и Алена Бабенко) накрывают богатый стол с курицей, салом, хлебом и шампанским. Праздник омрачает появление нежданных гостей – сын (Павел Табаков) приводит замерзшую и изголодавшуюся подругу (Анастасия Чистякова), дочь – немолодого жениха (Тимофей Трибунцев), от которых надо бы скрыть то самое особое положение. Впрочем, сделать это весьма непросто, да и гости оказываются в итоге не такими уж случайными.
Несмотря на все опасения, никакого глумления над блокадой Ленинграда в фильме нет – лишь череда и некомичных, и нетрагичных мизансцен. Актеры перемещаются из комнаты в комнату, обмениваясь репликами, за которыми отчетливо проглядывают весьма явные, даже топорные аллюзии на современность: в Воскресенских нетрудно угадать современных чиновников, которые также существуют на особом положении, «под собою не чуя страны», тем самым вынуждая окружающих, которые и хотели бы жить по совести, на не самые благовидные поступки.
Впрочем, то, что могло бы быть сатирой, у Красовского превращается в безобидную зарисовку – в сценарии даже без учета исторических неточностей (это для художественного кино вполне допустимо) хватает пробелов, актерскую игру не спасают старания Цапника и Трибунцева, режиссерской работе не хватает даже визуального (не говоря уж о выстраивании сцен, работе с характерами и пространством) размаха.
Все это никоим образом не может и не должно быть причиной запрета картины – и уж точно не является чем-то опасным. Ценности того или иного фильма должны определять его зрители, и попытки лишить их этого права рождают нездоровую и максимально необъективную реакцию – ругать фильм гонимого режиссера многим может показаться неверным, а общественный резонанс, антиреклама, скандал не позволяют трезво оценить то или иное произведение. То, что к зрителю в нашей стране все чаще относятся как к существу неразумному, оскорбляет его куда больше, чем любая игра с жанрами и покушение режиссеров на священную историческую правду.
Любить или не любить «Праздник» Алексея Красовского – личное дело каждого посмотревшего. Неизменно только одно: его право на существование и право быть увиденным. И Красовский, не ставший добиваться всеми правдами и неправдами проката в кинотеатре и выложивший фильм в Интернет, то есть не вступивший в открытый бой с системой, битву с ней в каком-то смысле выиграл. Может быть, он снял и не самый талантливый фильм, но зато проявил себя как настоящий режиссер – не стоит забывать, что кино существует для того, чтобы его смотрели.
комментарии(0)