Под влиянием чипа герой превращается из инвалида в неуязвимого убийцу – не человека, а машину. Кадр из фильма
«Апгрейд» – вторая режиссерская работа австралийца Ли Уоннелла, до этого снявшего «Астрал 3», а также написавшего сценарии и спродюсировавшего еще несколько частей этой хоррор-франшизы и не менее долгоиграющей серии фильмов «Пила». И то и другое, впрочем, несмотря на популярность, не сравнится по глубине замысла и качеству исполнения с новым фильмом – многолетняя работа в жанровом кино все-таки принесла плоды, просто жанр, видимо, был не тот.
Грей Трэйс (Лога Маршалл-Грин) не признает достижений прогресса и, даже живя в технологичном мире будущего, предпочитает все делать по старинке, своими руками, не доверяя машинам и роботам. Все меняет случай: на него и его жену совершают нападение неизвестные бандиты, убивая девушку и калеча Грея так, что он оказывается обездвиженным в инвалидной коляске. И, одержимый жаждой мести, соглашается на предложение молодого гениального изобретателя-затворника – протестировать придуманный им чип, который должен взять на себя управление телом Грея и поставить его на ноги. Но чип по имени Стем оказывается не просто умной машиной, которая способна управлять конечностями, превращая Грея в сверхчеловека, но вполне разумным созданием, оно разговаривает со своим носителем и, кажется, знает и умеет немного больше, чем было задумано.
Идея зловещего искусственного интеллекта витает в воздухе не первое десятилетие, заставляя писателей и кинематографистов размышлять на тему восстания машин в не столь отдаленном будущем. «Апгрейд» в этом смысле будто бы собран по кусочкам из других научно-фантастических фильмов, но собран так искусно, что нет ощущения ни вторичности, ни уж тем более плагиата. Уоннеллу удается создать высокотехнологичную вселенную в условиях более чем скромного для данного жанра бюджета, но ему, словно его герою, нравится собирать футуристический мир из подручных материалов – оттого он выходит очень детальным, но не холодным компьютерным, а, что называется, «теплым ламповым», в каком-то смысле даже ретрофутуристическим.
При этом фильм весьма мрачный (ну а кто верит в светлое будущее?) – большая часть действия происходит либо ночью, либо в замкнутых, полуподвальных или попросту плохо освещенных помещениях. Кажется, в этом мире свет окончательно померк, лишь кое-где мерцают экраны компьютеров и неоновые вывески и голограммы на фасадах домов. И здесь режиссер весьма ловко выходит из предлагаемых обстоятельств в виде малого бюджета, выстаивая весь фильм так, что отсутствие дорогой графики – вроде бы необходимого условия жанра – не выглядит дешевым. Создавая, опять же по старинке, особый киноязык и изображение, которые вторят сюжету и помогают лучше понять его и героя.
Одержимый разумным чипом Грей превращается из инвалида в неуязвимого убийцу – не совсем человека, но машину. Его движения ставятся едва заметно механическими – благодаря в том числе работе оператора (Стефан Душьо), который снимает крупные динамичные кадры, двигаясь не плавно, а резко, так, будто бы и его камерой управляет робот. Особенно в сценах драк – порой нечеловечески жестоких, – где каждое движение актера выходит точным, быстрым, техничным, рубленым. Тот случай, когда старый добрый монтаж и правильный режиссерский замысел заменяют любые спецэффекты.
Ли Уоннелл весьма удачно балансирует между двумя жанрами – sci-fi и экшен, – создавая из этого микса неглупый боевик, в котором есть место и эпичным батальным сценам, и философским размышлениям о бытии. Сюжет, который в какой-то момент начинает казаться разочаровывающе предсказуемым, оказывается, способен удивлять до самого финала. Философия фильма не столь глубока, как у «Бегущего по лезвию» (сравнения с этой картиной – самые очевидные), но выстроена и продумана до мелочей. У героя, например, есть мама, и это дорого стоит. Вроде бы незначительная деталь становится, если подумать, чуть ли не ключевой – в будущем важно знать и понимать, родился ли ты или был кем-то собран.
комментарии(0)