Фото из личного архива Ларисы Садиловой
Интересно, что ВГИК она окончила как актриса. Экран ее в этом качестве отразил однажды - в последнем фильме Сергея Герасимова «Лев Толстой» студентка знаменитого режиссера и педагога Лариса Садилова сыграла эпизодическую роль «продвинутой» гимназистки, смело заговорившей с великим старцем в вагоне поезда. Прищур ярких глаз, остренький носик, энергичная речь - лицо и повадка обещали характерную актрису на роли «женщин с общественным темпераментом». Однако темперамент повел в обход - в конце 90-х Садилова сняла фильм «С днем рождения!», и стало ясно, что в нашем кино появился интереснейший режиссер.
Кино тогда рефлексировало российскую жизнь в тонах самой жизни, одиозный ныне термин «чернуха» закреплял позиции в оценках «широкого зрителя» и профессионалов. «С днем рождения!» снят был в разоренном подмосковном роддоме и разруху документировал буквально: в начале и в финале фильма камера вела безлюдными коридорами, мимо выбитых окон, под ногами у идущих за этой камерой хрустело стекло... Но основная часть картины отсылала к недавнему прошлому, когда в этих драных, но вполне пригодных для обитания стенах женщины рожали детей. На допотопных, страшных креслах, под ворчание нищих нянечек, вороватых техничек и одинаковый во все времена счастливый гомон родных за окнами. Гимном жизни, пропетым на пепелище, стал фильм Садиловой и был за то щедро одарен призами многочисленных жюри отечественных и мировых фестивалей.
А проката тогда у нас не было никакого. Когда же он стал оформляться, не одной Садиловой в нем не нашлось пристойного места. Зато две ее следующие картины - «С любовью, Лиля» и «Требуется няня» - пробились к зрителю благодаря телевидению. Тогда выявилась счастливая особенность садиловского кино: оно так устроено, что в нем любой зритель способен себя почувствовать своим - и завсегдатай модных фестивалей, и тот, что остался душой с хитами советского проката. Выпускница последнего курса Сергея Герасимова и Тамары Макаровой Садилова взяла в наследство от советских кинематографистов такую дефицитную позже черту, как ответственность перед зрителем. А именно - внятность драматургии, оправданность художественного приема. На фоне артхаусной вольницы форма ее фильмов кажется простой - нету в них нефункциональных длиннот, эффектных монтажных экзерсисов, картинных красивостей композиции и прочих атрибутов «авторства». Все подчинено истории и человеку в кадре. А авторство, оно в уникальном взгляде на этого человека.
Был у ее мастера Сергея Герасимова фильм под названием «Любить человека». Если пытаться сформулировать основную режиссерскую интенцию Садиловой, то это, скорее, понять человека. А человеки в ее кино, как в жизни, не бывают «хорошими» и «плохими». Объемность характеров, «биография» за спиной каждого - вот конек Садиловой, и потому даже шибко востребованные актеры без раздумий хватаются за предложения сниматься в ее камерных историях. Виктор Сухоруков, Валерий Баринов, Виктория Исакова, Алексей Макаров, Раиса Рязанова, Евгения Симонова, Валентина Березуцкая - какие неожиданные эти любимцы публики в фильмах Садиловой! Есть замечательные актеры, которых именно Садилова открыла для кино: Зоя Кайдановская, Марина Зубанова, Юрий Киселев. Профессиональных исполнителей Садилова любит «монтировать» с колоритными жителями тех мест, где снимается кино. Это всегда рискованный путь, и нельзя сказать, чтобы «швы» между двумя этими разными материями не были видны потом на экране. Но, как ни странно, такое соединение в случае фильмов Садиловой производит магический эффект - «условность» игры непрофессионалов, как прибором, подсвечивает работу актеров.
После фильма «Она», вышедшего в 2013-м, в фильмографии Ларисы Садиловой возник обидный перерыв (впрочем, если не считать документальной картины «Сельский показ»). Потому особенно радостно, что нынешний юбилей она встречает в работе - монтирует новый фильм.
комментарии(0)