На киноэкране Татьяна Доронина сумела создать вошедшие в историю советского кинематографа работы, сыграв в общей сложности более 20 ролей. Дебютировала в 1955 году, в картине будущего автора «Летят журавли» Михаила Калатозова «Первый эшелон» – этот фильм стал будто предвестником грандиозного успеха, работой, в которой оба они искали свой язык. Снялась Доронина и у Леонида Трауберга («Шли солдаты»), и у Иосифа Хейфеца («Горизонт»), однако настоящий успех случился в 1966 году – тогда на экраны вышла «Старшая сестра» Георгия Натансона по пьесе Александра Володина. Выбор Дорониной не был случайным, к тому времени она уже играла Надю на сцене БДТ. Но и на экран эту знаковую роль (хоть и с легким налетом театральности) перенести удалось без потерь, как и Дорониной сыграть камерную, но всеобъемлющую историю, женскую драму, но не значит слабую – напротив, мужества этой героине, даже в некоторой обреченности, не занимать. В 1967 году именно за этот фильм Доронину назвали лучшей актрисой по опросу журнала «Советский экран».
Этого же звания она удостоилась еще трижды – в 1968-м за фильмы «Еще раз про любовь» и «Три тополя на Плющихе», а в 1973-м за «Мачеху». Первые два – о мимолетной, почти не случившейся любви, подарившие отечественному и мировому кино благодаря Дорониной очень многогранные женские образы ранимых и одновременно сильных героинь. Те же качества помогают и ее героине в «Мачехе» – в чем-то пересилить себя и покориться судьбе во имя большого чувства, теплом своего большого сердца отогреть сердце маленькой девочки. Маму, правда уже взрослой дочери, сыграла Доронина и в своем последнем на данный момент фильме – «Валентин и Валентина» Натансона, когда-то сделавшего ее знаменитой. И, несмотря на то что здесь конфликт отцов и детей более острый, встать на чью-то сторону не выходит, ведь и у героини Дорониной, как всегда, своя, исключительная правда.
Сила Татьяны Дорониной, а именно сильных героинь она играла и играет и на театральной сцене, видимо, передалась от предков-старообрядцев. В театре же ее судьба и счастлива, и драматична. Родившись в Ленинграде, она всегда грезила о МХАТе. После Школы-студии поговаривали, что сама Алла Тарасова хлопотала о дальнем распределении молодой актрисы, так боялась соперницы. Ее главная любовь и высота – БДТ Георгия Товстоногова, где она дебютировала в «Варварах» Горького, и он стал ее путеводной звездой – в своем МХАТе она сохранит его имя. Но своего режиссера ей придется оставить, о чем будет бесконечно жалеть, и в Москве, войдя во МХАТ, не найдет актерского счастья, так же как и у Андрея Гончарова. Сильные, сложные, гордые женские характеры – чеховская Аркадина, горьковская Васса Железнова, магнетизм женского обаяния, как в виктюковской «Старой актрисе на роль жены Достоевского». Кажется, только Доронина способна играть свои роли десятилетиями и ощущать себя королевой. Ее красота и обворожительный голос - символ ее эпохи.
Раздел МХАТа Доронина всю жизнь считает несправедливым, унизительным отчуждением и в пику ефремовскому, а затем табаковскому МХТ им. Чехова называет свою труппу истинно духовной и продолжающей традиции Станиславского. Актриса глубоко переживала остракизм, которому подвергались режиссеры, решившиеся ставить в ее половине МХАТа, поэтому со временем стала не только единственной звездой своего театра и единоличным руководителем, но и его главным режиссером. У театра непростая судьба – в новое время он совсем перестал быть востребованным у зрителя. Но Доронина продолжает в него верить, как только она одна, может быть, умеет, – сильно и вопреки.
«НГ»
комментарии(0)