Действие фильма Велединского происходит на Дальнем Востоке, в Севастополе Петербурге и даже в далеком Кейптауне. Кадр из фильма
В Выборге проходит 26-й кинофестиваль «Окно в Европу», нишу которого устроители давно сформулировали в слогане «Российское кино. Прогноз на завтра». Тут традиционно много дебютов. В их море немногочисленные фильмы маститых режиссеров смотрятся если не океанскими лайнерами, то как минимум трехпалубными теплоходами. Так, в этот раз фестиваль открылся долгожданным фильмом Александра Велединского «В Кейптаунском порту». По большому счету картина еще не совсем готова к широкому показу: недоделаны звуко- и цветокоррекция, титры и монтаж нуждается в подгонке. Об этом сказал со сцены автор, приехавший в Выборг на два дня со съемок в соседнем Высоцке (там Велединский снимает фильм «Обитель» по роману Захара Прилепина, но роман написан специально «под Велединского», на материале жизни отца режиссера). Фестиваль «закрыл глаза» на технические недоделки и взял фильм «В Кейптаунском порту» в основной конкурс – у картины была и без того длинная дорога к премьере. Сценарий Велединский написал еще 20 лет назад, и тогда уже было ясно, что в производстве он будет недешев.
Так и вышло: к картине подступались несколько раз, мешали обстоятельства вроде отечественных и мировых финансовых кризисов, менялись и подключались разные продюсеры. Но муки производства на художественном результате не сказались. «Я ненавижу линейное кино!» – признался Велединский на пресс-конференции в Выборге. Действительно, драматургия его фильма как пазл из событий разных эпох. Привычная зрительскому сознанию хронология событий взорвана, перемешана. Стоит признаться, складывать этот пазл непросто даже поднаторевшему зрителю (и есть опасения, что многим фильм покажется запутанным), но сюжетные узелки развязываются к финалу виртуозно. Непростая форма тут отнюдь не эффектная игрушка, но прямое следствие содержания, даже, если хотите, идеологии, сформулированной в слогане к фильму: «Если есть Зло, значит, есть и Добро». Грехи далекого прошлого (история завязывается в 1945-м) герои искупают ближе к концу жизни, а это середина 90-х. География сюжета причудлива не меньше драматургии: действие разворачивается на советском Дальнем Востоке, в постсоветских Севастополе и Петербурге и даже в далеком Кейптауне…
В случае фильма «В Кейптаунском порту» Велединского стоит поблагодарить не только за тренаж зрительского внимания, но и за то, что подарил значительные киноработы не самым, увы, востребованным нынче актерам старшего поколения – Владимиру Стеклову, Юрию Кузнецову, Сергею Сосновскому. Сыграли в картине и «талисман» Велединского, актер Александр Робак, и юная звезда его предыдущего фильма «Географ глобус пропил» Анфиса Черных. В «кейптаунских» эпизодах занято десятка два зарубежных актеров, звучат английский язык и экзотические африканские наречия.
Велединский – самый известный режиссер из авторов игровых фильмов, заявленных в основном выборгском конкурсе «Осенние премьеры». Две ретроистории представили молодые режиссеры Оксана Карас («У ангела ангина») и Виктор Алферов («Облепиховое лето»). Карас уже вышла из разряда дебютантов – ее предыдущий полнометражный фильм «Хороший мальчик» получил в 2016 году главную награду «Кинотавра», также в ее послужном списке крепкий сериал «Отличница». Представленная в Выборге экранизация повести Вадима Шефнера тематически встраивается в славный ряд фильмов о поколении, на чью долю выпала война. 18-летние мальчики в 1940-м влюбляются, танцуют на вечеринках, а в 1941-м уходят на фронт. В главной роли – Семен Трескунов, который еще недавно проходил по разряду киноподростков («Стальная бабочка» Рената Давлетьярова, «Частное пионерское» Александра Карпиловского), а теперь пополнил взрослую лигу.
Когда за исторический материал берется режиссер молодой, риск получить на выходе «клюкву» велик, но фильм «У ангела ангина» сделан с искренним состраданием и даже почтением к людям, принявшим на себя ужас блокады и обороны Ленинграда. Тут режиссера и молодых актеров подстраховали опытные художник Марина Николаева и оператор Сергей Мачильский. Основной сюжетный блок, относящийся к предвоенному времени и годам войны, – черно-белый, а эпизоды встреч повзрослевших героев сняты в цвете. Это 1965 год, время бабетт, ярких галстуков и модерновой мебели на козьих ножках.
В те же годы разворачивается действие дебютного фильма Виктора Алферова «Облепиховое лето», также представленного в выборгском конкурсе. В отличие от картины Карас это ретро, наспех собранное из представлений о том, как жили на излете оттепели. Можно даже не заглядывать в биографию режиссера, чтобы почувствовать, что родом он из театра. Так и есть. Выпускник мастерской Марка Захарова в ГИТИСе, режиссер театра «Практика» Алферов даже композицию кадра выстраивает как мизансцену. Вряд ли этот наивный опус вообще стоило бы обсуждать, если бы не главный герой – это Александр Вампилов. Не признанного при жизни, а позже – одного из самых востребованных театральных авторов сыграл Андрей Мерзликин. Понятна тоска популярного актера по ролям небанальным, но эту его попытку шагнуть за пределы коммерческого кино удачной не назовешь.
Отнюдь не на обочине киносмотра оказалась фотовыставка «Самоэль Кацев. Настоящий «Ленфильм», открывшаяся в дни фестиваля в знаменитом конструктивистском здании некогда финского города Выборга – городской библиотеке Алвара Аалто. Это подборка работ штатного фотографа «Ленфильма» золотой поры – 70–80-х годов. Самоэль (или, как его звали, Элик) Кацев не просто делал фотопробы и снимки для рекламных комплектов к фильмам, но вел фотолетопись старейшей киностудии страны, которой в нынешнем году исполнилось 100 лет.
«Наша выставка по большому счету стала в год столетия студии единственным проектом, почтившим память того «Ленфильма», которого больше нет», – сказала куратор экспозиции, кинокритик Ольга Шервуд. Действительно, дух «самой интеллигентной студии» (так называли советские кинематографисты «Ленфильм») давно испарился из комплекса зданий на Каменностровском проспекте. И он оживает при взгляде на фотографии Самоэля Кацева – одновременно скромного служителя студии и тонкого, проницательного художника.
Выборг
комментарии(0)