Герой Тимоти Шаламе этим летом играет по-крупному, и в делах сердечных тоже. Кадр из фильма
В российский прокат выходят «Жаркие летние ночи» – дебют режиссера и сценариста Элайджи Байнума с восходящей голливудской звездой Тимоти Шаламе в главной роли. Актер, которого все полюбили после роли в номинированной на «Оскар» картине «Зови меня своим именем», снова играет подростка на каникулах, который стремительно взрослеет за одно жаркое ретро-лето, в этот раз, правда, не итальянское, а американское.
Для юноши Дэниэла (Шаламе) 1991 год выдался непростым: он потерял отца и закончил школу, теперь мается на каникулах от безделья и депрессии. Глядя на сыновьи мучения, мама отправляет его погостить у тети в прибрежном Кейп-Коде, курортном городке в штате Массачусетс. Где он заводит дружбу с приторговывающим марихуаной местным роковым красавцем-бунтарем Хантером (Алекс Роу) и даже уговаривает его развивать бизнес вместе – полиция закрывает на все глаза, зато внимание на молодых торговцев обращают серьезные дилеры во главе с неким Дексом (Эмори Коэн). В делах сердечных Дэниэл этим летом тоже играет по-крупному, выбирая в качестве объекта первой влюбленности девушку, по которой и так сохнут все вокруг (Майка Монро) – и она, на беду Дэниэла, является сестрой Хантера.
Завязка «Жарких летних ночей» до смешного похожа на то, как начинается «Зови меня своим именем». Первая встреча героя Шаламе с Хантером, когда подросток бросает ошеломленный детский взгляд на парня постарше, в рапиде выходящего из крутой тачки, недвусмысленно намекает на дальнейшее романтическое развитие их отношений. Однако, не стоит обольщаться – никакого сексуального напряжения между мальчиками не будет, исключительно крепкая мужская дружба. Между угловатым неопытным подростком и барыгой, который, поговаривают, и человека убил, – допустим.
Картина Байнума в целом не отличается логикой, с самого начала разгоняясь так стремительно, что в глазах рябит от смены жанров. Романтическая мелодрама, криминальный триллер, история взросления – и то, и другое, и третье, и ничего из этого в полной мере. Жгучая смесь Линклейтера, Тарантино, Скорсезе, Де Пальмы – ориентироваться на каждого по отдельности было бы неплохо и не зазорно (особенно для дебютанта), но смешивать все воедино оказалось явной ошибкой. Впрочем, тревожный звоночек раздается, когда впервые звучит закадровый текст невидимого свидетеля событий того лета, который по ходу фильм неоднократно будет пересказывать некоторые подробности, подтверждая беспомощность и несостоятельность режиссера, ведь использовать закадр как прием можно и нужно в исключительном случае – и это не он.
При этом очевидно плохое кино очень выгодно подчеркивает выдающийся талант Тимоти Шаламе, который здесь, несмотря на свое хрупкое телосложение, утрированную подростковую сутулость, еще детское лицо, выглядит фигурой внушительной и не умещающейся в рамки простоватого и пошловатого (читай – дурновкусного) фильма. Он будто создан для всей этой уже порядком надоевшей ретро-атмосферы и вообще немного не от мира сего и для мира этого, как для этого фильма, будто бы слишком хорош.
Жаль, что играть в этот раз приходится какую-то несусветную чушь, изображая то любовь к провинциальной «фам фаталь» (Майка Монро актриса замечательная, но эта роль ей совершенно не подходит – не верю, и все тут), то превращение мальчика в мужчину, то становление гангстера. Последнее и вовсе с чередой нелепых, будто бы пародийных (к сожалению, нет) сцен – бандиты на огромных черных тонированных машинах, нервные торговцы наркотиками, притоны, кровавые драки, оружие. Фоном проходит реальная природная катастрофа – шторм, который в то лето 91-го года действительно едва не стер с лица земли штат Массачусетс. Погода тревожно портится по ходу действия, а ближе к концу небеса трагические низвергаются на героев – конечно, в тот самым момент, когда вершатся судьбы, чтобы к утру спал жар летних ночей и смыло все, что было, как будто ничего и не было – такая вот метафора. Под дождем все выглядит как-то многозначительнее и фатальнее (на самом деле, нет).
Одним словом, клише на клише и клише погоняет – вплоть до самого финала. То, что должно нагонять благоговейный трепет, пугать, создавать напряжение, вызывает в лучшем случае улыбку, а то и смех, особенно у зрителя более или менее искушенного. Однако в каком-то смысле это фильм и спасает – смотрится легко и весело. А с учетом присутствия в кадре Тимоти Шаламе – еще и красиво.
комментарии(0)